Однотактный ламповый усилитель на 6Н8С-6Ф6С - 19 Мая 2010 - Блог - Аудио-Бриз
Понедельник, 16.01.2017, 15:47
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость |RSS
АС_1Усилитель_УМ
Меню сайта

Друзья сайта

Категории раздела
Ламповые усилители [3]
Новое в области лампового звука.
Усилители на Германиевых транзисторах [2]
Новые разработки в области Германиевого звука.
Усилители на Кремниевых транзисторах [2]
Разработки усилителей на кремниевых транзисторах
Усилители на микросхемах [0]
Схемотехника и принципы построения усилителей на микросхемах
АС - Динамические головки [3]
Разработки, изготовление АС и динамических головок

Последние разработки
Сабвуфер для авто на двух 12-дюймовых НЧ динамиках SH-12FA «Иволга».
Бестрансформаторный ламповый усилитель в составе высокоомного аудиотракта.
Эстрадная акустика на динамиках фирмы MAG.
Простой усилитель на германиевых транзисторах УМГТ-1.
Ламповый двухканальный SE усилитель мощности с блоком питания "Klassic".

Новые статьи
Маломощные комплементарные полевые транзисторы.
Простой ремонт акустической системы 25АС-027 "...
Катодный повторитель на примере 6С31Б.
Апгрейд АС 15АС-220 "Кантата"
Расчёт мощности сверхвысокоомного динамика.

Новые экспонаты музея
Низкочастотный динамик 20ГДН-3.
Широкополосный динамик 5ГД-9А.
Широкополосный динамик с пенополистирольным диффуз...
Среднечастотный динамик 20ГДС-4М.
Двойной триод 6Н24П.

Новые файлы
Чистяков_Справочная книга радиолюбителя_часть_2
Чистяков_Справочная книга радиолюбителя конструкто...
Справочник_Транзисторы
Справочник_Полевые транзисторы
Справочник_Отечественные полупроводниковые приборы...

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 764

Статистика

Форма входа

Главная » 2010 » Май » 19 » Однотактный ламповый усилитель на 6Н8С-6Ф6С
00:42
Однотактный ламповый усилитель на 6Н8С-6Ф6С
Однотактный ламповый усилитель на 6Н8С-6Ф6С.
 
Идея собственного повторения одной из классических схем пришла после изготовления нескольких прекрасно работающих мощных двухтактных ламповых схем. Было желание оценить самому, без «подсказок», чем же так отличается звук «однотактников», и в чём его привлекательность для очень многих радиолюбителей? Не миф ли это? Или очередная мода.

 

Если уж замахиваться на такое дело, то пришлось решиться на выбор определённой элементной базы, ограничив её древними, почти «ископаемыми» октальными лампами. Тем не менее они оказались достаточно доступными.

Итак, применяем «чисто звуковые» лампы, разработанные без спешки и суеты в первой половине прошлого века. На входе пробую ряд 6Н7С, 6Н8С, 6Н9С, на выход – 6П3С, 6Ф6С, 6П6С.

Определил требования к схеме. Она должна быть простой, максимально стабильной во времени, не требовать периодических подстроек, и надёжной. Также очень важное условие: она не должна содержать электролитических конденсаторов в цепи прохождения сигнала. Ваять уж, так по максимуму! Выходной трансформатор выбираю доступный, из какой-нибудь старой аппаратуры.

Схемотехника. Выбрал входной каскад СРПП на двойном триоде, для обеспечения пониженного выходного сопротивления, выходной каскад – с автоматическим смещением.

Начну с конца. На выход быстрее всего нашлись трансформаторы ТВЗ-1-9. Они были доработаны по проверенной многими методике – сверху домотаны 58 витков вторички проводом ПЭВ-2 диам. 0,67 мм. Обмотки вторички соединены последовательно, для работы на нагрузку 8 Ом. Ни в одном из заводских ТВЗ-1-9 не стояла немагнитная прокладка, поставил кабельную бумагу 0,08 мм. толщиной. Стянул обойму транса в тисках. Но в парафине не проваривал. И не только потому, что это опасно, играться с такими температурами, но и подумалось, что заливка парафина обязательно увеличит вредные межобмоточные ёмкости. Диэлектрическая постоянная воздуха 1,0006 а парафина 1,9-2,2. Вот так-то. Хорошее дело – справочник под руками!

После отладки разных вариантов схемы с обязательной установкой оптимальных режимов для каждой входной лампы и после многих часов и дней копчения канифолью определился с окончательным вариантом схемы. Она представлена на Рис 1.

Рис 1. Схема усилителя.

 

Достаточно «заезженная» схема, по моему мнению, серьёзно усовершенствована. А усовершенствования вот какие.

Модернизирован входной каскад введением генератора тока на высоколинейном германиевом транзисторе в цепь катода верхнего триода. Сопротивление нагрузки  для нижнего триода СРПП увеличилось на порядок, что резко улучшило линейность всего первого   каскада и  повысило его  усиление с 10 до 16. Первый каскад в итоге стал ограничивать сигнал позже выходного.  Генератор тока смонитрован на отдельной микроплате. 

Исключён электролит из катодной цепи входной лампы. Вместо него установлен плёночный С2. Он начинает работать выше 12 кГц, компенсирует завал АЧХ выходного трансформатора на высоких частотах и одновременно компенсирует поворот фазы сигнала, возникающий по той же причине. Его установка очень заметно улучшает звук. В катодной цепи выходной лампы стоит металлобумажный С6. Подбирался также номинал сеточного резистора R6. Уменьшение его номинала заметно ухудшает звук, как и увеличение больше указанного номинала.

Номинал межкаскадного конденсатора С4 нельзя уменьшать, немного увеличивать допустимо. Его марка полистирольный МПГО на 250 В, можно применить МБГЧ.

Другие детали. Резисторы МЛТ, R9 мощностью не менее 2 Вт. Регуляторы громкости R1 по каналам раздельные. Конденсаторы С1 и С5 металлобумажные марки МБГО. С2 любой плёночный или бумажный.

Налаживание. Резистором R3 устанавливается ток через лампу 6Н8С в пределах 8+0,5 мА по падению напряжения на этом резисторе. Резистором R4 выставляется напряжение на катоде верхней половины лампы 175+5 В. Ток покоя выходной лампы регулируется резистором R9. Для лампы 6П3С его значение устанавливаем в пределах 50-60 мА, 6Ф6С не более 40 мА, 6П6С – 45 мА

Блок питания без особенностей (Рис. 2) Фон практически отсутствует. Применён дроссель с лампового приёмника с низким сопротивлением обмотки и электролитический конденсатор от фотовспышки. Для исключения пробоя участка катод-подогреватель введена цепочка R1R2.

Силовой трансформатор от старого лампового приёмника.

Усилитель смонтирован на силуминовом шасси. По левой стороне подвала расположен левый канал, по правой – правый. В средней части установлены элементы блока питания. Силовой трансформатор защищён колпаком из алюминия. Боковые и передняя стенки из ламинированной шпоном красного дерева фанеры толщиной 12 мм. Силуминовое шасси накрыто фальшпанелью из текстолита.

Рис. 2 Блок питания.

 

Самое удивительное было то, что достаточно незатейливый, простецкий выходной трансформатор уверенно «чувствовал» замену входных ламп! Сравнивал так: один канал макета с одной входной лампой, второй на другой. И быстрое переключение нагрузки тумблером. Выходные лампы подобрал с практически  одинаковым характеристикам, из одной партии.

Качество звука улучшалось в ряду 6Н9С, 6Н7С, 6Н8С. Так как у ламп 6Н7С катод общий, то их макетировал по две, запаралелив соответствующие электроды. Между 6Н9С и 6Н7С, 6Н8С разница заметна сильно, между 6Н7С, 6Н8С уже гораздо меньше. Лучшей на входе оказалась 6Н8С. Да и кому захочется тратить целых два баллона «семёрки»!

Чувствительность выходной лампы к выходному сопротивлению предыдущего каскада связываю не с «прокачкой» её входных ёмкостей, а с особенностями захода в область сеточных токов. Усилитель всё-таки маломощный. Симметричность и форма ограничения полуволн сигнала в этом случае очень важны.

То же самое было и на выходе. Лампы 6Ф6С и 6П6С давали очень похожий звук, но 6Ф6С как-то чуть поярче, на ней и остановился. Хотя разница между ними едва уловима. 6П3С работала более ровно, звук был как бы «аналитичный», немного суховатый. Для прослушки использовалась трёхполосная закрытая акустическая система с винтажными немецкими динамиками, двумя 160 мм. низкочастотниками, купольной 38 мм. серединой и 19 мм. купольным твитером. Чувствительность 88 дБ/Вт/м. Также проверялся он на акустике с 6ГД-1.

На фото вид усилителя спереди и со стороны  задней панели.

Громкость звука в обоих вариантах стерео была вполне достаточной для средней жилой комнаты. Поэтому специально и не привожу данные по «ваттам» выходной мощности. Усилитель очень подходит для инструментально-вокальной музыки, джаза, особенно для расслабления в комфортной обстановке после трудового дня. Работает от любого источника сигнала.

Внешний вид готового усилителя.

Amp_tube_SE

 

Amp_tube_SE

Рекомендую для повторения.

Обсуждение на форуме:

http://devicemusic.ucoz.ru/forum/4-2-1

 

Категория: Ламповые усилители | Просмотров: 47565 | Добавил: svjatoslav | Рейтинг: 3.3/11
Всего комментариев: 111 2 »
11  
Ох ребята, схема может быть и хорошо, но выходной каскад в триодном включении, есть в нем что то свое и звук меняется, но лампа пентод, это тоже самое что мужику отрезать яйца и говорить что это девушка, та и в пентодном включении мощности больше, лампа даже не в режиме звучит хорошо, R8-где взяли то? И точно в режиме работает? Я конечно не спец сильный но уверен что если дяде понесу то он скажет что это изнасилование а не схема, лампа 6н8с хорошие триоды, и хватило бы одной части для для 6ф6с, как то не нравиться схема, и печаль... как и для 6п13с нету нормальных схем, а настройка лампы то проще не куда, нужно выставить ток в катоде и по параметрам ток на второй сетке, третья сетка на катод вешается как правило, в некоторых лампах они сразу соединены как в 6ж1п, та и самому схему не сложно начертить если знать что к чему и параметры лампы,  вообщем я бы не делал

10  
Привет всем. А я вот никак не могу поверить (проверял не раз на свой слух аудиофила) что на железе ТВЗ-9 возможно собрать ЗВУК. Он же для "телика". Если и делать что-то ЗВУЧАЩЕЕ, то выходной транс надо другой.
Без обид, и с уважением к разработчику.

9  
Ребята что случилось де Святослав Сергей ? где администратор, почему его ник не находится ?

8  
Добрый день svjatoslav.Заинтересовала Ваша разработка, я человек новый на вашем форуме среди высоких чинов гожусь разве что в рядовые smile .Как альтернативу своей системе планирую собрать Вашу схему . Акустика которую использую: Technische Daten:
Übertragungsbereich
27Hz bis 22kHz
Nennbelastbarkeit
175 Watt nach DIN 45500
Klirrfaktor
max 0,5% (91dB SPL, 2m)
Gewicht/ Masse
50 kg / 1110x460x388mm
усилитель Pioneer M-22 класс А- 2*25.Отсюда вопрос по качеству комплектующих,схему планирую с кенотронным питанием, блок питания вынести отдельным блоком (общий корпус с двумя трансами ) ну и два блока усилителей.

7  
Спасибо, Сергей. Такой отзыв, как Ваш, способствует творческой атмосфере на сайте. Удачи Вам в электронике и других делах!
Второй экземпляр также спроектировал на кенотроне 5Ц4С. Фото усилителя на форуме.

6  
Здравствуйте, Svjatoslav. Выполнил и осуществил давние планы на построение качественного и простого лампового усилителя. Звук очень нравиться. Собрал и настроил быстро но без спешки, а с корпусом пришлось повозиться. Но в результате получилось очень прилично. Правда выполнил блок питания на кенотроне. Вам огромное спасибо, не только за схему и описание, но и тот энтузиазм, который подталкивает таких как я на хорошее дело. Вам удачи. С уважением Сергей.

5  
Рад, что вам понравилась работа этой схемы. biggrin Рекомендую её модернизировать, добавлением ГСТ на германиевом транзисторе. Эта схема на форуме http://devicemusic.ucoz.ru/forum/4-2-1 сообщение 8.
Спасибо за пожелания!

4  
Добрый вечер, Святослав, спасибо за схемку, повторил работает, звук приятный что и ожидал. Удачи Вам в творчестве.

3  
Надо обязательно выбрать время и прийти послушать.

2  
Спасибо за интерес к схеме, он гарантированно будет вознаграждён "прослушкой" сего девайса! С лампой 6Н9С будет увеличена чувствительность усилителя, но затруднится раскачка варианта с 6П3С на выходе. Обвязку входного каскада с 6Н9С выложил на форуме. Там будем обсуждать схему детально.

1-10 11-11
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Архив записей

Реклама

Последнее на форуме

ТОП по темам

Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz