Пятница, 29.03.2024, 15:35
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость |RSS
АС_1Усилитель_УМ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: _Svjatoslav_  
Форум » Акустика » Я строю АС » AC Гурина Радио №4 1991 стр 50-52 (Я строю АС)
AC Гурина Радио №4 1991 стр 50-52
valeroncikДата: Воскресенье, 20.05.2012, 21:00 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Очень давно начал делать вот такую акустику - С. Гурин акустическое оформление НЧ, http://samakustika.ru/akusticheskoe-oformlenie-nch/ . Сейчас хотелось бы довести ее до ума. Столкнулся с такой проблемой: Как настроить 4 фазоинвертора? Динамики 75 ГДН-1-8 экспорт.

Паспортная мощность, Вт………75(150)
Номинальное электрическое сопротивление, Ом……4 (мой вариант-8 ом)
Диапазон воспроизводимых частот, Гц……..22 — 200
Уровень характеристической чувствительности, дБ-м/Вт……….86(89)
Габариты……..?450X850
Масса, кг………25

Буду доводить до кондиции, эпоксидной смолой или автошпатлевкой, потом красить , но нужно настроить ФИ. Ас "Гурин А. Акустическое оформление громкоговорителя. – Радио, 1991, № 4, с. 50-52. клеял папье маше на каркасе - эллипсоид вращения, толщина 12 - 15 мм, два фокуса,70-75 литров с учетом усечения под динамики (расчетное 77 литров), 75 гдн -1-8 2 штуки, не закончил, не знаю как настроить 4 фазоинвертора, есть сомнение , что не совсем попал во второй фокус эллипсоида, тк рассчитать в реальном ящике затруднительно, плюс угол наклона трубки ФИ,в качестве ФИ использовал баллончики от лака для волос - диаметр 45мм, длина как в описании 130 мм. Обьем эллипсоида считал по формуле V=4\3*3,14*a*b*c, где радиусы a=38 см, b=c=22 см. Кто пробовал нечто такое, отзовитесь.
Нашел вот такую прогу http://avtozvuk.org.ua/index.php?newsid=266, но с авторским вариантом данные кардинально отличаются - длина порта для 4 штук, получается при F=20 гц - 640 мм, 25гц-399 мм и тд, вместо 130 мм рекомендованных автором. Такая длина выходит при частоте настройки фи 40- гц.

индуктивности рассчитывались и изготавливались для 4 -омного варианта, те 4,5 мГн. Медный провод 2мм, на оправке внутренний диаметр 70 мм, внешний 140 мм, высота 36 мм. Расчет совпал с измерением. автор для 8 омного исполнения рекомендовал 8 мГн.

Возник вопрос по Цобелю, он отдельно считается или является частью фильтра второго порядка в этой схеме, если выкинуть резистор получается фильтр 2 порядка, если поставить - Цобель, не понимаю я это, плюс соединение в схеме для двух динамиков одновременно, подключенные каждый к своему каналу??? Как правильно считать емкость конденсатора в этой схеме, где он работает для двух динамиков - разных каналов? куда подключать компенсатор проводов по схеме ВВС 2011 к клеммам НЧ бокса или к сателлитам - акустике воспроизводящей СЧ-ВЧ? какие номиналы все таки применить, оставить 160 мкф(для двух ГД) или 80 мкф по расчету и 4-8 ома (2.2*2=4.4 ом R1.R2 или 1.25*Re) для 8 омных ГД или пересчитать ? Можно ли частоту среза регулировать только изменением индуктивности L1, L2 ? или С1 ? или все таки нужно пересчитывать все элементы фильтра?
У автора на эту тему нет никаких рекомендаций. Спасибо.

Пример: F=5033/sqrt LC, при L=4,5 мГн и С=160мкф (автор) равна 187 Гц или F=1/2*3.1415*sqrt LC

Шихатов"Концертный зал на колесах" фильтр второго порядка: L=Z/2*3.1415*F L1=0.707L ; С=1/ 2*3,1415*F*Z C1=1.414C (Баттерворт)
При F=200 Гц Z=8 ом L=4.5 мГн С=140 мкф

Если считать Цобеля R=Z=1.25Re C=Le/Z*Z При Z=6.5*1.25=8 ом и Lе динамика на 1кГц 1,2 мГн верхний (мерил Ф4320 в акустическом исполнении, тот что снизу показал 1,4 мГн) С=18-28 мкф , по расчету проги CECv06 8 ом и 70 мкф.
В http://alex-jet.narod.ru/acoustics/s...75GDN-1-8.html данные Le=1.8 мГн

Проверил расчет фильтра по CECv06 размеры с моими полностью совпадают. Цепь Цобеля вообще другая получается 70мкф и 8 ом, у автора 2,2 ома и 160мкф? По моим размышлениям 80мкф и 4 ома? Какую же правильней использовать? Оставил 160 мкф и по 4 ома резисторы R1 и R2? L1-L2 по 4,5 мГн.

Помогите, пожалуйста, а то запутался.
Прикрепления: 3135998.jpg (30.5 Kb)


Сообщение отредактировал valeroncik - Понедельник, 21.05.2012, 01:08
 
valeroncikДата: Воскресенье, 20.05.2012, 21:07 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Еще парочка снимков
Прикрепления: 9110376.jpg (14.1 Kb) · 7768735.jpg (57.5 Kb) · 9884750.jpg (29.3 Kb) · 9402773.jpg (75.4 Kb)
 
Bobby_iiДата: Воскресенье, 20.05.2012, 23:55 | Сообщение # 3
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Репутация: 4
Статус: Offline
Для ФИ не надо в фокус попадать - это даже вредно - полезут прямые отражения от динамика, там малек иные процессы (колебание массы воздуха в ФИ на упругости Основного Объема) и взаимодействие оного с динамиком.
Судя по всему, у Гурина это был "саб" - один на 2 канала, каждый динамик питался от своего канала. Этакий акусто-механический сумматор.
Цобелей я тут не вижу - обычный фильтр квази2го порядка.
А конденсатор вдвое больше т.к. сразку на 2 канала.
 
valeroncikДата: Понедельник, 21.05.2012, 00:21 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
У него в статье написано вблизи второго фокуса. У меня 8 ом динамики , обычно у конденсатора вдвое емкость уменьшается по формулам????

Вот статья: При создании высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры по-прежнему весьма актуальна проблема построения акустических систем (АС), обладающих широким диапазоном воспроизводимых частот и малыми нелинейными искажениями. Наибольшие искажения современных АС проявляются в области низших звуковых частот (20…200 Гц) из-за несовершенства низкочастотных головок громкоговорителей [1], работающих вблизи резонансной частоты подвеса диффузора, и существенно нежелательного влияния акустического оформления низкочастотной головки в виде традиционного прямоугольного ящика на её работу.

Автором была сделана попытка улучшить параметры низкочастотного звена стереофонической АС, состоящей из трёх громкоговорителей: общего для обоих стереофонических каналов низкочастотного, воспроизводящего диапазон частот 20…200 Гц, и двух средневысокочастотных, воспроизводящих диапазон частот 200…20000 Гц. О преимуществах такого построения стереофонических АС неоднократно рассказывалось на страницах журнала «Радио».

Предлагаемый вниманию читателей громкоговоритель является низкочастотным звеном такой АС. В качестве средне- и высокочастотного звена могут быть применены громкоговорители с использованием изодинамических, электростатических и др. головок, а также уже имеющиеся в распоряжении радиолюбителей обычные стереофонические АС.

Как было отмечено выше, основные причины невысокого качества звучания АС в области низших звуковых частот — нелинейные искажения, вносимые низкочастотными головками, и влияние на их работу акустического оформления. Доработка головок с целью уменьшения искажений в непромышленных условиях затруднительна, здесь возможна, например, установка медных колпачков на сердечник магнитной цепи, насыщение магнитопровода, доработка подвеса диффузора и пр. Автор пошёл по пути использования сдвоенных головок [2]. Для уменьшения же нежелательного влияния акустического оформления на качество звучания низкочастотной головки применил корпус сферического типа. О его преимуществах по сравнению с корпусом прямоугольной формы рассказано в [3]. Это — отсутствие дополнительных внутренних резонансов между параллельными стенками корпуса; плавность прилегающей к диффузору поверхности корпуса, ослабляющая эффект дифракции, и др. К этому можно добавить увеличение звукоизолирующей способности сферического корпуса на низших звуковых частотах из-за большей цилиндрической жёсткости стенок.

Для выполнения акустического оформления в виде фазоинвертора можно использовать корпус в форме вытянутого эллипсоида вращения. Такая поверхность имеет два фокуса, вблизи которых с одной стороны размещены две коаксиально установленные низкочастотные головки, с другой — входные отверстия туннелей фазоинверторов (рис. 1). Такое решение целесообразно по энергетическим соображениям. Недостаток его — сложность изготовления корпуса эллипсоидной формы. Однако здесь радиолюбителям могут помочь рекомендации, изложенные в [3].

Добавлено (21.05.2012, 00:20)
---------------------------------------------
Конструкция громкоговорителя показана на рис. 2. Корпус эллипсоидной формы 1 изготовлен с помощью шаблона, в качестве которого можно использовать подходящие по форме надувные шары. Если объем одного шара недостаточен (внутренний объем корпуса должен быть не менее 70 л), используют два шара. При изготовлении корпуса шары обматывают бинтами, которые затем пропитывают клеем БФ-2 или эпоксидным. После получения достаточной твёрдой оболочки шар удаляют, а оставшиеся заготовки состыковывают так, чтобы корпус громкоговорителя соответствовал форме, показанной на рис. 2. Затем послойно оклеивают получившуюся заготовку бумажными полосами, доводя толщину стенки до 10… 15 мм. В качестве клея используют синтетический обойный клей. После окончательной просушки заготовку покрывают слоем стеклоткани, которую пропитывают эпоксидным клеем.

Затем в корпусе вырезают четыре отверстия для туннелей фазоинверторов 9. Диаметры отверстий определяют в соответствии с рекомендациями, приведёнными в [4]. Для изготовления туннелей можно использовать подходящие по диаметру трубки, укрепив их в отверстиях с помощью эпоксидного клея. Снизу к корпусу с помощью эпоксидной шпатлёвки приклеивают фланец 7 и гайки 3 для крепления головок 8. Изнутри корпус покрывают небольшим (2…3 мм) слоем пластилина. После установки фланца корпус шлифуют и красят. Затем внутри верхней части корпуса размещают звукопоглощающий материал 2 (вата, поролон, стекловолокно), который закрепляют с помощью марли или сетки.

В качестве головок использованы электродинамические головки 75ГДН-1Л-4.

Добавлено (21.05.2012, 00:21)
---------------------------------------------
На рис. 3 приведена принципиальная схема использованных в описываемом громкоговорителе разделительных фильтров. Катушки индуктивности L1 и L2 одинаковы. Их обмотки намотаны проводом ПЭВ-2 2,0 на картонных каркасах диаметром 40 и высотой 40 мм. Диаметр щёчек каркаса — 120 мм, число витков катушек — 400. Конденсатор C1 состоит из нескольких конденсаторов, включённых параллельно с суммарной ёмкостью 160 мкФ. При включении громкоговорителей в один канал входы левого и правого каналов, а также выходы для подключения средне-, высокочастотных головок объединяют.

По субъективным оценкам описываемый громкоговоритель звучит намного лучше громкоговорителей, имеющих традиционное акустическое оформление. Частотная характеристика модуля его полного сопротивления изображена на рис. 4. Кривая 1 соответствует характеристике громкоговорителя с закрытыми отверстиями фазоинверторов, кривая 2 — с открытыми. Как видно из анализа характеристик, максимум сопротивления, соответствующий работе головок на внутренний объем громкоговорителя и находящийся в пределах воспроизводимого диапазона частот, имеет небольшое абсолютное значение и низкую добротность, что соответствует небольшому провалу АЧХ звукового давления и незначительно сказывается на работе громкоговорителя. Максимум сопротивления, соответствующий работе головок на фазоинверторы, выражен сильнее, но он находится на границе воспроизводимого диапазона частот и мало влияет на работу громкоговорителя. Тем не менее, фазоинвертор необходимо настроить.

Максимум сопротивления на частоте 20 Гц, соответствующий работе громкоговорителя на фазоинвертор, составляет 20 Ом, а его работе на подвес головок — 7 Ом. Для настройки фазоинвертора эти максимумы желательно выровнять. В данном случае этого можно добиться, снизив добротность резонанса фазоинвертора увеличением внутренних потерь в его туннелях. С этой целью входные и выходные отверстия туннелей можно закрыть жёсткой сеткой, а внутрь их, при недостаточном демпфировании, ввести рыхлый поглощающий материал, например проволочную путанку. Операции следует проводить поэтапно, контролируя при этом АЧХ громкоговорителя. Фазоинвертор можно настроить и обычным способом, изменяя длину туннелей [5].

При включении громкоговорителя в один канал необходимо использовать головки с сопротивлением катушки 8 Ом, так как параллельное включение головок 75ГДН-1Л-4 может вывести из строя усилитель мощности.

С целью дальнейшего совершенствования громкоговорителя можно ввести ЭМОС, использовать другие перспективные электродинамические головки, например, с диффузорами из вспененного никеля, или сотовые. При соответствующей отделке громкоговоритель неплохо вписывается в интерьер.

г. Рязань

Добавлено (21.05.2012, 00:21)
---------------------------------------------
Литература:

1. Алдошина И. Электродинамические громкоговорители.- М.: Радио и связь, 1989, с. 241.

2. Журенков А. АС со сдвоенной головкой.- Радио, 1989, № 4, с. 45-47.

3. Верховцев Г., Лютов К. Практические советы мастеру-любителю.- Энергоатомиздат, 1988, с. 193-195.

4. Акустика (Справочник под ред. М. Сапожкова).- М.: Радио и связь, 1989, с. 151 -152.

5. Эфрусси М. Ещё раз о расчёте и изготовлении громкоговорителя.- Радио, 1984, № 10, с. 32-33.

 
Bobby_iiДата: Понедельник, 21.05.2012, 00:27 | Сообщение # 5
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Репутация: 4
Статус: Offline
Понятно. Для ФИ размещение порта в видимости прямого излучения динамика вредно. Наверное, отраженного - тоже. Там для соответствия теории надо ... короче, надо понимать, что есть ФИ и что ни прямой ни отраженный звук в порт попадать не должен.
По рассчету фильтров врать не буду. Не помню.
 
valeroncikДата: Понедельник, 21.05.2012, 00:35 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
У меня посадка труб получилась ниже фокуса, выдвигая их на пару сантиметров звук вроде улучшается, но корпус не доведен до кондиции, нужно проклеять его войлоком или синтепоном, может поролоном 10-20 мм до фазиков. Не знаю вата выше фи нужна или нет? И померять не помешало бы АЧХ.
 
Bobby_iiДата: Понедельник, 21.05.2012, 09:33 | Сообщение # 7
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Репутация: 4
Статус: Offline
Повторюсь: элипсы, фокусы, ... не имеют отношения к ФИ и его настройке.
Но Вам наверное лучше знать.
Почитайте статейку "Фазоинвертор: Короче" - мне она в свое время помогла.
Потом можно потоворить о природе обнаруженных вами эффектов.
 
valeroncikДата: Понедельник, 21.05.2012, 19:13 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Я имел ввиду расчет ФИ - его длина и диаметр (почему автор остановился именно на таких размерах и количестве, а также как его настроить) Я вообще хотел его на одну , максимум две трубы сделать. Потом решил не отходить от авторского варианта. А на счет установки - со слов автора вблизи фокуса и если фазоинвертор в таком варианте акустичесгого исполнении акустики можно было установить в любом месте, почему это не сделал автор??? У меня он вообще в купол просился по центру, но я в этом мало разбираюсь., решил не экспериментировать. Конечно можно было бы попробовать и где-то по центру, в точке наибольшего диаметра, но это незнакомая тема. С фильтрами тоже засада- кучу вариантов пересчитал для разных частот среза. Хотел коррктерировать емкостью. т.к. индуктивностью по экономическим соображениям дороговато обходится - 8-10 мГн. а активные фильтра не хотелось. Планировалось использование АС с усилителем В Жуковского -Сухова. Спасибо за ответы, статью обязательно перечитаю, но чем дальше в лес, тем толще партизаны... Нужно наверное мерить.

Добавлено (21.05.2012, 19:13)
---------------------------------------------
а такой способ действенен или только для ориентировочного ознакомления: http://datagor.ru/practice/diy-tech/386-postojj-sposob-nastrojjki-as-s-fi..html -генератор
резонансных частот, есть в справочнике Терещука и у Шихатова Концертный зал на колесах.


Сообщение отредактировал valeroncik - Понедельник, 21.05.2012, 21:56
 
Bobby_iiДата: Вторник, 22.05.2012, 15:31 | Сообщение # 9
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Репутация: 4
Статус: Offline
Продолжайте. Скоро найдете материал, который позволит вам понять, что настраивается таким способом.
А способ действительно хорош, только не для настройки НЧ звена.... Или для НЧ, только с высокодобротным динамиком ... или ШП в качестве ШП (т.е. с НЧ диапазоном), или СЧ в ящике.

Добавлено (22.05.2012, 15:31)
---------------------------------------------
И объем/длина порта таким образом не изменяются. Меняется краевой эффект и чуть-чуть - Основной Объем. Так что точно настроить т.о. можно, но рассчитано всё должно быть уже довольно точно.

 
valeroncikДата: Воскресенье, 10.06.2012, 21:51 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Вставил ферритовые стержни - порезаные антенны 11 штук по 40 мм в каждую катушку - индуктивность поднялась до 6 мГн (с 4,8 мГн). С фильтрами С=160 мкф и R=4 ома на композициях Yello полный кайф. Остальное тоже ничего. Буду заполнять корпус, сначала вибромастикой, потом шинелью, затем синтепоном. Бас клевый. Гонял с 15АС-315, как сч-вч звено, усь ONKYO A-8290. ФИ оставил авторские.

Сообщение отредактировал valeroncik - Воскресенье, 10.06.2012, 21:52
 
Форум » Акустика » Я строю АС » AC Гурина Радио №4 1991 стр 50-52 (Я строю АС)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz