Четверг, 28.03.2024, 14:22
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость |RSS
АС_1Усилитель_УМ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: _Svjatoslav_  
Форум » Усилители » Ламповый HI-END » Бестрансформаторный ламповый аудиотракт. Проект "ТАНТРА". (На высокоомных динамиках.)
Бестрансформаторный ламповый аудиотракт. Проект "ТАНТРА".
svjatoslavДата: Среда, 01.06.2011, 12:42 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Статья находится по адресу : http://devicemusic.ucoz.ru/blog....6-01-10
А здесь будем обсуждать эту тему и схему. Схема доработана. Номинальная нагрузка при использовании на выходе ламп 6С19П 0,8-1,5 кОм.
При напряжении питания выходных каскадов 220 В,  максимальная выходная мощность составила  11,7 Вт на нагрузке 1 кОм.

Вторая, трёхкаскадная  схема с прямонакальной лампой на выходе (6С4С) и нагрузкой - широкополосным динамиком с номинальным сопротивлением 2 кОм:


 

Третья схема блока усиления мощности, с выходными лампами 6С41С предназначена для работы на нагрузку 0,5 - 1 кОм. Выходные лампы 6С41С.
Характеристики широкополосных динамиков, измеренные в безэховой камере по стандартной, классической  методике, приведены в этой теме в сообщении 141.
Измеренные современным методом, по альтернативной методике, размещены на сайте AudioGurman
 :
http://audiogurman.com/4.htm#trf8-2000
http://audiogurman.com/4.htm#trf8-1000
Прикрепления: 8420529.jpg (84.9 Kb) · 9957608.jpg (176.4 Kb) · 5375003.jpg (135.5 Kb) · 4026343.jpg (166.7 Kb) · 5826044.jpg (215.9 Kb)
 
svjatoslavДата: Суббота, 09.02.2013, 11:39 | Сообщение # 106
Группа: Удаленные





Подобрал "персональную" цепочку Цобеля-Буше для компенсации возрастания комплексного сопротивления выше звукового диапазона. И, что может быть ещё важнее, для компенсации поворота фазы, практически на всём возможном частотном участке работы усилителя. Считаю, что это очень важно, позаботиться о наиболее полном стыке динамика и усилителя.
Работа проведена на примере широкополосного динамика номинальным сопротивлением 500 Ом, который у меня один, для опытов.
Компенсация не задумывалась как полная, а как плавное продолжение практически прямой наклонной линии 0,2 кГц -  20 кГц. На графике наглядно видно, что получилось в итоге. Таблица с данными измерений - над графиком.
Звуковой диапазон практически не затронут. Уменьшение общего сопротивление схемы на 20 кГц составило всего лишь  0,7%, (0,05 дБ).
Изменение импеданса динамика в диапазоне 0,2 - 20 кГц в итоге составило 1,59 раза,  = 4 дБ, (до введения цепочки было 1,60).
В полосе 0,2 - 200 кГц:
с цепочкой - 2,49 раз  (это на протяжении трёх декад, в том числе в "глубоком" ультразвуковом диапазоне!); 
без компенсирующей цепочки - 8,95 раз.
Таким образом эффект цепочки - 3,59 раз или 11 дБ.
Любому ламповому усилителю, как с низким выходным сопротивлением, так и с высоким, будет "приятно" иметь такую нагрузку,
Кроме того, что очень важно, частота удвоения минимального импеданса F2z благодаря компенсирующей цепочке увеличилась в 1,41 раза и переместилась с  46,5 до 66 кГц. При этом звуковой диапазон, ещё раз подчеркну, не затронут, а быстродействие "связки" усилитель-динамик серьёзно увеличилось.

Прикрепления: 8877825.jpg (136.9 Kb)
 
svjatoslavДата: Четверг, 28.02.2013, 12:00 | Сообщение # 107
Группа: Удаленные





С дополнительным режекторным LRC фильтром получилась почти полная компенсация реактивной составляющей сопротивления, в том числе и на частоте основного резонанса. Динамик тот же.
Судя по всему, фазового скачка в районе основного резонанса уже не будет. Но это надо ещё будет подтвердить измерениями.
Для применения совместно с усилителем-источником тока будет самый раз.
Цирклоторну это также не будет лишним.
Дроссель использован стандартный, заводской.
До компенсации изменение импеданса на участке 20-200 Гц было в 3,91 раз (12 дБ), после - всего в 1,16 раза (1,3 дБ).
Т.е. имеем девиацию импеданса в полосе уже не двух, а трёх октав, от 20 до 20 000 Гц в 1,56 раза,
что составляет всего-навсего +-2 дБ!!!
К примеру, трёхполосные АС с такой ровной характеристикой Z на практике ни разу не встречал.
Измеренное сопротивление режекторного фильтра в точке его резонанса (и резонанса динамика) равно 700 Ом.
Re динамика 420 Ом.
Так что даже в идеально "токовых" условиях (Rg=бесконечности) коэффициент демпфирования головки на основном резонансе будет вполне стабилен, и равен 0,6. Что сильно упрощает расчёт оформления динамика и стыковку АС с любым токовым усилителем.

Вобщем, была электродинамическая головка, а стала... изо-ортодинамическая по параметру Z и приблизилась к ним по точности следования подвижки за сигналом (из-за сниженной индуктивности).

Прикрепления: 9640719.jpg (167.4 Kb)
 
svjatoslavДата: Понедельник, 11.03.2013, 19:10 | Сообщение # 108
Группа: Удаленные





Нашёл в сети немного информации по высокоомным динамикам фирмы "Филипс".
Динамики на на фото.
Измеренное тестером сопротивление постоянному току (Re) одной такой пары: 574 и 578 Ом.

Перевод описания в рубрике продажи двух динамиков AD3800AM, номинальным сопротивлением 800 Ом:
"У меня есть 2 старинные динамика Philips AD3800AM, диаметром 18 см. Этот динамик был выпущен в 1955 году, и был в продаже в пятидесятых годах. Серия 3800 была заменой серии динамиков 9000, выпускавшейся с начала пятидесятых годов. Серия 3800 была большая, эти динамики производились номинальным сопротивлением 5, 8, 400 и 800 Ом. В 1950-х фирма Philips сделала много радиоприёмников с динамиками 800 Ом. Это был шаг связанный с определёнными затратами. В конце концов, они придали приёмникам свой приятный теплый звук. Производство модели сопротивлением 800 Ом длилась около 10 лет, и они также использовали 800-Омную модель в своих телевизорах. Когда эпоха ламп закончилась, то закончилась и эра 800-омных.

Динамики находятся в очень хорошем состоянии. Они оба извлечены из радиоприемника oneold. Состояние не позволяет злоупотреблять режимами эксплуатации. Практически не имеют следов коррозии. Оба динамика проверены, и звучали хорошо. Оба динамика имеют одинаковый код производство, и ту же дату. Это реальные пары.
Параметры:
мощность - 6 ватт;

номинальное сопротивление - 800 Ом;

номинальный диаметр 18 см;

геометрические размеры 19,4x19,4x9 см;

вес одного 0,520 кг."


Прикрепления: 0578648.jpg (259.2 Kb) · 1274990.jpg (358.3 Kb) · 6085942.jpg (233.5 Kb) · 0673365.jpg (390.5 Kb)
 
Qbiq0965Дата: Понедельник, 11.03.2013, 21:01 | Сообщение # 109
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Сергей, а фильтры, которые Буше - Цобель, поддаются расчёту, или их надо подбирать индивидуально по каким-то критериям? Честно, это очень интересно, но в этой области я - полный ноль. И, если можно, просветите по методике измерений, я думаю будет интересно не мне одному. И как  изменилась чувствительность? С уважением, Юрий.

Сообщение отредактировал Qbiq0965 - Понедельник, 11.03.2013, 21:10
 
svjatoslavДата: Вторник, 12.03.2013, 10:15 | Сообщение # 110
Группа: Удаленные





Цепочки Цобеля -Буше вполне поддаются расчёту. Но для этого надо сначала измерить Z динамика, для которого они будут расчитаны (желательно в диапазоне до 200 кГц). Комплексное сопротивление у разных динамиков имеет очень разную зависимость от частоты.
А затем крайне желательно измерить реальную работу цепочек с этой конкретной головкой.
Расчёт-расчётом, но измерения - всему голова.))))

Работа цепочек, которыми снабжён динамик в сообщении 109, на чувствительность влияния практически не окзывает.
Если не считать снижением чувствительности уменьшение "горба" на низких частотах за счёт демпфирования основного резонанса LRC-цепочкой.
Кстати , её резонанс настроен на динамик, работающий в воздухе. В конкетном закрытом оформлении основной резонанс сместится выше по частоте, и её придётся подстроить.

Все эти цепочки особенно актуальны для усилителей с высоким выходным сопротивлением (ИТУН - источник тока, управляемый напряжением, "токовый" усилитель). Цепочки обеспечивают полную стыковку комплекса широкополосный динамик - "токовый" усилитель. Это будут практически идеальные условия для работы как динамика (при токовом управлении он вносит наименьшие искажения) так и для усилителя.
В многополосных системах потребуются ещё и разделительные фильтры.
Которые, по-идее, должны рассчитываться и подгоняться уже после расчёта и подгонки корректирующих цепочек Цобеля-Буше.
 
_Svjatoslav_Дата: Понедельник, 23.09.2013, 01:22 | Сообщение # 111
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
Вариант реализации варианта схемы, приведённой сверху в сообщении 1 (на 6Н2П/6С19П), предназначенный для монтажа внутрь корпуса.
Лампы будут работать непосредственно на нагрузку 500 Ом и больше.
Полностью автономные моноблоки. С независимыми блоками питания и разъёмами.

Прикрепления: 5940135.jpg (134.7 Kb) · 9188888.jpg (182.2 Kb)
 
_Svjatoslav_Дата: Суббота, 16.11.2013, 21:09 | Сообщение # 112
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
Закончил-таки "полнокорпусной" бестрансформаторный цирклотрон на лампах 6С41С. smile
Схема четырёхкаскадная, четырёхламповая: 6С5С, 6Н8С, 2х6С41С.

Его технические параметры:
1. Максимальная выходная мощность на синусоидальном сигнале напряжением 1,2 В и номинальной нагрузке 510 Ом - 11 Вт.
2. Выходное сопротивление, измеренное на половинной мощности - 59 Ом.
3. Полоса мощности со спадом на краях не более 3 дБ - 7 Гц...125 кГц.
4. Скорость нарастания выходного напряжения 55 В/мкс.
5. Отношение сигнал/фон(шум) относительно максимального выходного напряжения - -81 дБ.
6. Разбаланс каналов по выходному напряжению не более 0,5 дБ.
7. Предусмотрен выход на наушники сопротивлением 16-100 Ом.
8. Габаритные размеры (без учёта ламп) 410х310х135 мм.



На выходе для подключения АС установлены гнёзда СANON.
Выход на наушники - через конденсаторы. Выход усилителя мостовой, не имеет общей для двух каналов земляной точки. Левый канал выведен через 1(+) и 4(-), правый через 3(+) и 5(-).
Прикрепления: 6663576.jpg (204.3 Kb) · 7803493.jpg (180.5 Kb)
 
_Svjatoslav_Дата: Понедельник, 18.11.2013, 12:12 | Сообщение # 113
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
В дальних заграницах любители разыскивают высокоомные стереокомплексы усилитель+АС, которые в середине 50-х серийно производились, восстанавливают их.
На сайте diyAudio коллеги помогли мне ссылкой на пример такого комплекса, информацию о котором привожу ниже.
На фото - высокоомная АС с одним широкополосным динамиком, усилитель, схема его выходных каскадов, довольные слушатели.

Интересна схема оконечного блока усилителя Филипс AG9014, работающего на 800-омные AD3800AM.
Интерес чисто познавательный. Из схемы в первую очередь старались выжать побольше мощности, как было принято в те годы.
Перевёл описание работы схемы с голландского, насколько позволила прога-переводчик. ))))
"Оконечные каскады AG9014 оснащены двойными триодами ECC83. Первый триод работает в качестве предварительного усилителя, второй триод, как фазосдвигающий. Второй работает на «верхнюю» EL86. Выходные лампы работают в классе настройки, и каждый получает анодное напряжение в 160 вольт при токе 75 мА.

Ток экраных сеток каждой выходной лампы проходит через дроссель, таким образом, эффективность усилителя выше, чем в схеме с резисторами в экранной сетке. Выходная мощность близка к теоретически возможной (50%).Две катушки индуктивности объединяются на одном сердечнике, в котором которого не происходит намагничивания. Самоиндукции катушек настолько высок (60 Henri), что этот эффект будет виден только ниже 20 Гц.
Вспомогательная обмотка (S5A) на этом дросселе / трансформаторе подключена к выходу усилителя. Обмотки имеют отношение трансформации 1:1:1. В связи с этим построением, никогда не бывает ровным "прямым?" настоящее напряжение на выходе.

Обратные связи схемы усилителя мощности состоят из сочетания положительной и отрицательной обратных связей. Положительная обратная связь осуществляется через общий резистор в катоде триода. Отрицательная обратная связь создается с выхода через резистор в катод первого триода. Этот тип цепи в основном очень чувствителен к фазовым сдвигом, а потому, что выходной трансформатор отсутствует здесь, то такой вариант работает."

Во вложении - "картинка" размещения в комнате и прослушивания этого комплекса. АС имеют форму трапеции. Вид на монтаж усилителя, вариант с использованием бумажных конденсаторов. Вид передней панели и вид сзади со снятой "крышкой". Этот усилитель уже оснащён специальным разьёмом RCA для соединения с 800-омной акустикой.

Параметры комплекса:

"Тип AG 9014/02M

Количество ламп 12
Тип ламп Philips EF86 (2x), ECC83 (4x), EL86 (4x), EZ81 (2x)
индикатор перегрузки неоновая лампа типа Z8
сети индикатор лампа типа 7999D, 6,3 V-0, 1
Напряжение питания 90, 110, 127, 145, 165, 190, 220 или 245 В переменного тока, переключаемый, 130 Вт, 50-60 Гц
140 мАТ предохранители (2x), 200 ВСУ, 10 A (2x), открытый трансформатор предохранитель
Металлический корпус
Выходная мощность 2 х 10 Вт / 2 х 800 Ом / 0,2% искажений
полоса частот от 7 Гц до 50 кГц, при неравномерности 0,5 дБ
интермодуляционных искажений <0,5% для 40 и 10 кГц 4:1
коэффициент затухания = 40 (переходное затухание между каналми?)
Передняя панель золота geлloxeerd алюминия
Размеры ШхВхГ 40x18x30 см
Вес 12.5 кг.
Период производства - 1958-1962
Особенности: OTL усилитель 800 Ом
входы для пикапа (??), Tuner, Tape и ленты Rec Repr
Обратный / Normal переключатель терминалов громкоговорителей
X.tal / выключатель нагрузки для ввода PU"
Прикрепления: 0624953.jpg (10.3 Kb) · 7922664.jpg (41.4 Kb) · 6235243.jpg (87.1 Kb) · 1361219.jpg (71.3 Kb) · 1789415.jpg (143.6 Kb)
 
AlexДата: Понедельник, 18.11.2013, 16:51 | Сообщение # 114
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 2
Статус: Offline
Цитата _Svjatoslav_ ()
Закончил-таки "полнокорпусной" бестрансформаторный цирклотрон на лампах 6С41С.
Очень интересный вариант, хорошо смотрится. Не плохо бы взглянуть на итоговую схему и послушать его в деле. Может небольшой видеоролик...?


http://lessonradio.narod.ru
http://devicemusic.ucoz.ru
 
_Svjatoslav_Дата: Вторник, 19.11.2013, 18:39 | Сообщение # 115
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
Насчёт послушать - милости просим. smile
Только что принимал двух слухачей. Очень удивились такому звучанию широкополосных динамиков. Особенно поразила подача высоких частот.
Заострил их внимание на том обстоятельстве, что мы слушали килоомные широкополосники. )))

Схема блока усилителя мощности:



Полную схему усилителя буду выкладывать по мере переноса из черновика в электронный вид, поблочно.
Прикрепления: 8984485.jpg (110.9 Kb)
 
AlexДата: Четверг, 21.11.2013, 14:04 | Сообщение # 116
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Репутация: 2
Статус: Offline

Цитата _Svjatoslav_ ()
Насчёт послушать - милости просим.
Всем привет. Вчера удалось побывать у Сергея в гостях и послушать циклотрон на 6С41С. Как выше Сергей уже говорил, динамики высокоомные 1кОм, широкополосные. Эти динамики чисто для прослушки (как временный вариант), закреплены в ящике от АС "Маяк", объем 12л. Акустика конечно не самая лучшая для нормального отслушивания УМ, но даже с такой  импровизированной АС, можно сделать достаточно конкретные выводы. Хочу поделится своими впечатлениями и выводами, тем более как сказал Сергей, я 5-й или 6-й слушатель в мире (подобного УМ), чем и горжусь:).
Сразу скажу, что я специально для этого мероприятия принес свой диск, который представляет собой сборник композиций с разными музыкальными направлениями, рок, элементы инструментального жанра, ну и конечно немного тяжелого рока, для прослушивания низов. Честно сказать с низами конечно у меня не получилось определится в процессе прослушки, т.к. импровизированная АС это не позволила, но я думаю что с низами там тоже все ок, во всяком случае может кто то поделится впечатлениями кому удастся послушать этого зверя на серьезной АС.
Итак, общие впечатления.
После включения усилитель входит в режим где то после 15 - 20мин., хотя по слуховым ощущениям это практически незаметно и слушать можно конечно сразу после включения. Фон едва прослушивается на 60 - 80% уровне по громкости, это учитывая практически гробовую тишину комнаты.
Высокие частоты очень красивые, нет песка и их более чем в достатке, я сделал для себя некоторые открытия, в одной из композиций я никогда не слыхал колокольчиков, оказалось они там есть:). Средние частоты, здесь конечно высший класс, да и кто бы сомневался, каждый инструмент четко выражен, нет мешанины (особенно хорошо прослушивается на инструментальной музыке). Очень хорошее разделение каналов, нет эффекта проникновения по соседним каналам. По поводу низов, как я говорил выше АС не дала возможности в полной мере ощутить всю прелесть, но я думаю они себя раскроют в полной мере при использовании правильной АС. Далее, очень понравилась атака звука, действительно быстродействие - нарастание и спады фронтов дают о себе знать. Но самое интересное, чего я доселе не слыхал в усилителях (отслушано их не мало), это потрясающая глубина сцены. Я даже на секунду подумал что сижу реально на живом концерте. Солист, находился четко на переднем плане, каждый инструмент имел свое место, абсолютно четко прослушивался средний и задний планы. Интересен даже тот факт, что я пытался немного уйти в сторону от стереобазы, тем не менее, солист оставался строго по центру. Я даже Сергею сказал в тот момент, что он где то в тумбочке запрятал 3-й динамик - фронт :), посмеялись конечно, но ощущение того что по середине стоит фронтальная акустика чисто для солиста, так и осталось.
Вот такие чисто субъективные впечатления. Не вдаваясь в тонкости и особенности схемотехнического решения УМ, думаю что единственная сложность в реализации этого проекта, состоит в расчете и изготовлении оптимальной АС, т.к. послушав этот УМ на импровизированной АС, хочется непременно услышать всю прелесть звучания в полной мере, во всей полосе частот заявленной автором.


http://lessonradio.narod.ru
http://devicemusic.ucoz.ru
 
_Svjatoslav_Дата: Воскресенье, 24.11.2013, 20:46 | Сообщение # 117
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
Перенёс схему блока питания из бумаги в электронный вид (см. вложение).
Трансформатор питания один, тороидальный, сечением железа 11 см2.
Габаритная мощность 330 Вт. Мощность, потребляемая схемой, не превышает 196 Вт. Трансформатор заметно не нагревается при работе, практически холодный.
На схеме указан порядок чередования обмоток: 1-2 сетевые, 3-4 анодная обмотка драйверов, и т.д.
Силовые обмотки на выходные лампы симетризированы по каналам. Межслойная изоляция - фторопластовая лента, Межбмоточная форопласт + стеклолаоткань с кремнийорганическим покрытием ЛСК-180. Использовал обмоточные провода с рабочей температурой не ниже 130 градусов.

Прикрепления: 1378194.jpg (109.4 Kb)
 
_Svjatoslav_Дата: Пятница, 06.12.2013, 01:46 | Сообщение # 118
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
Схема компоновки блоков усилителя.
Прикрепления: 1156220.jpg (151.5 Kb)
 
_Svjatoslav_Дата: Среда, 18.12.2013, 17:15 | Сообщение # 119
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
Следующий высокоомный динамик, непарный, №15. Результаты измерений и фото во вложениях.
Нумерация продолжается по порядку. Но название динамика изменилось, так как у высокоомного проекта уже есть  собственное название.

Параметры Тиля-Смолла широкополосного динамика TFR8-1000 №15:
сопротивление постоянному току, Re; резонансная частота, Fs, Гц; добротности - механическая, Qa; электрическая, Qe; полная, Qt; эквивалентный объём Vas.

.......Re, Ом;...Fs, Гц;....Qa;.....Qe;.....Qt....Vas, л.
№15...838.........59,2.....8,30...1,18...1,03.....-

 
Импеданс:



Прикрепления: 1665646.jpg (41.7 Kb) · 9291636.jpg (167.0 Kb) · 6806703.jpg (149.2 Kb)
 
}{OTT@BI4Дата: Среда, 18.12.2013, 17:39 | Сообщение # 120
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Уважаемые форумчане очень нужна программа
Advanced SystemCare Pro 7 поможите пожалуйста
буду очень признателен... Может есть у кого ?
 
Форум » Усилители » Ламповый HI-END » Бестрансформаторный ламповый аудиотракт. Проект "ТАНТРА". (На высокоомных динамиках.)
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz