Четверг, 12.12.2024, 03:58
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость |RSS
АС_1Усилитель_УМ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: _Svjatoslav_  
Всё о звуковой катушке
Alexander420Дата: Суббота, 04.12.2010, 13:21 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
В интернете много описано, но мало конкретики с которой сталкивается любой любитель качественного звука. Вопросов в этой теме много. Из какого материала лучше изготавливать ЗК, как без заумных формул, в которых половина значений не пригодится или попросту не играет никакой роли, расчитать ЗК на определённое сопротивление динамика? Какой провод лучше и почему? Высота намотки на что влияет? Но пока хочу рассмотреть чисто технический вопрос о проблемах намотки.

Сообщение отредактировал Alexander420 - Суббота, 04.12.2010, 13:22
 
_Svjatoslav_Дата: Понедельник, 26.08.2013, 00:48 | Сообщение # 61
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
150АСАТ-001 и динамики от них ремонтировать не доводилось. Крайне мало распространены.
Если у Вас они есть в наличии - то может определим в наш форумский фотомузей АС?
Цитата (Bobby_ii)
Мне попались без магнитов - так там ЗК намотана плоским проводом на ребро, внутри стеклотекстолитового 1-слойного каркаса (а скорее обмотка оклеена слоем стеклоткани с эпоксидкой). Интересует, это - чья-то доработка или с завода такой хай-энд шел?

Звуковая катушка такой конструкции - стандартная современная практика в случае мощных профессиональных (эстрадных) НЧ/СЧ головок. В сообщении 58 фото такой же. В чуть менее мощных применяют каптон. Металлическую фольгу в качестве каркаса используют гораздо реже.
 
_Svjatoslav_Дата: Пятница, 30.08.2013, 10:30 | Сообщение # 62
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
Давно заметил, что на многих отечественных широкополосных и низкочастотных динамиках обмотку ЗК выполняют "хитрым" образом:
недоматывают витки второго слоя в верхней части, иногда до четверти-трети общей высоты обмотки.
При этом сама высота намотки близка или не отличается от паспортной, указанной в справочниках.

Возможно, пытались увеличить запас по чувствительности, т.к. выше зазора МС поток слабее, чем находящийся ниже.
Пример ЗК от 35ГДН-1-4, 90 года пр-ва.
1 слой 49 витков
2 слой 40 витков.
Высота намотки 15,5 мм. В верхней части "недомотка" по высоте примерно 2 мм.
По паспотру:
1 слой 44
2 слой 47
Высота намотки 15,8 мм.

Это наталкивает на мысль сделать такое же разрежение витков в нижней части намотки ЗК.

По-идее такая намотка может увеличить линейность хода подвижки при больших смещениях.
 
Bobby_iiДата: Пятница, 30.08.2013, 10:40 | Сообщение # 63
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Репутация: 4
Статус: Offline
Я думаю, тупо экономили.
Но может быть в этом и что-то есть.
Мотают-же по-Мангеровски - 2 катухи с зазором.
 
_Svjatoslav_Дата: Пятница, 30.08.2013, 10:52 | Сообщение # 64
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
Явно они хитрили, чтобы пройти контроль по чувствительности.
Но этот момент можно использовать для симметрирования силы, воздействующей на подвижку.
Искажения уменьшатся.
Правда будет небольшой проигрыш в чувствительности.

"По Мангеру" - разрежение витков посередине обмотки. Несимметричность поля при движении вверх и вниз конструктивно не компенсируется.
 
Bobby_iiДата: Пятница, 30.08.2013, 15:57 | Сообщение # 65
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Репутация: 4
Статус: Offline
По-Мангеру - еще эти катухи впараллель!!!
Давайте пораскинем мозгами ... индуктивность ЗК будем считать не меняется при движении (определяется керном, керн длинный).
та часть, которая в зазоре, т.е. в МП, смещается так, чтобы смещением компенсировать изменение МП, созданное изменением тока в ЗК.
Та часть, которая вне поля, работает только со своей индуктивностью. Т.е. индуктивно-сопротивляется изменению тока.
Получается, что Мангер - молодец. И имеет смысл делать обмотку:
- вместо толстого провода несколькими тонкими проводами
- вместо параллельной намотки во всю длину делать "галеты", которые соединять впараллель. Ток сам будет идти туда, где макс. изменение МП, т.е. где макс. МП :-). 
Получается, ЗК по-Мангеру - ср-во увеличения линейности. Даже не так - оно уменьшает модуляцию СЧ/ВЧ (которые в значительной степени определяются индуктивностью ЗК) от положения ЗК в зазоре, которое определяется НЧ.
Если мотаем всё впослед и меньше витков во 2м слое ... наверное получим эффект мягкого ограничения. Т.е. бОлее высокие младшие(первые) гармоники супротив меньших первых и бОльших высших.
 
_Svjatoslav_Дата: Пятница, 30.08.2013, 18:23 | Сообщение # 66
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
К сожалению, индуктивность катушки меняется при смещении даже при МС с очень длинными кернами.
Сделаю скан с рисуноком из книги, размещу его в этом сообщении.
Обсудим. Вопрос непростой, но интересный. )))
 
Bobby_iiДата: Суббота, 31.08.2013, 00:22 | Сообщение # 67
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Репутация: 4
Статус: Offline
Всё равно смещение в МП бОльше влияет.
 
_Svjatoslav_Дата: Суббота, 07.09.2013, 08:42 | Сообщение # 68
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
Заисимость индуктивности от смещения и распределение индукциив в магнитном зазоре.
(Рисунки из книги Алдошиной "Электродинимические громкоговорители")
Может, не случайно на рисунке изображено так, что большая часть витков находится внутри магнитной системы, а меньшая часть - снаружи?
По нелинейности индктивности при смещении - самый линейный из приведенных 30ГД-2 и сотовый 50ГДН-1. Хуже всего дела у 25ГД-26, с керном, размещённым вровень с верхним фланцем.
Прикрепления: 6478371.jpg (111.0 Kb) · 3118626.jpg (236.5 Kb)
 
Bobby_iiДата: Понедельник, 09.09.2013, 17:52 | Сообщение # 69
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Репутация: 4
Статус: Offline
Но звучит лучше всего 26й (без фильтра)  wacko
_Svjatoslav_, ключ для понимания катухи по-Мангеру заключается в том, что индуктивность и смещение в МП в разных лагерях.
Если ЗК смещается в МП, происходит изменение потока и индуктивность как таковая побоку.
Если бы ЗК была невесома и перемещалась в МП, ее индуктивность была бы = 0 !!!  surprised А зафиксированной - не 0.
Мангер начинает "играть" там, где индуктивность начинает вносить существенный вклад в импеданс, т.е. на СЧ.
Надо как-то разделить положение ЗК на керне (определяющую индуктивность) и ЗК в МП (определяющий силу)
Т.е. суть Мангера в том, чтобы линеаризовать силу на СЧ при значительном смещении ЗК, т.е. снизить интермоды.
Получается своеобразная ОС: вышла катуха из МП - ток на СЧ/ВЧ через нее уменьшился (меньше компенсация индуктивности за счет перемещения в МП). Вошла - увеличился, т.е. на СЧ/ВЧ эффективность увеличивается, точнее меньше меняется в зависимости от смещения.
А НЧ ток течет через все параллельные катухи. А на ВЧ - только через ту, которая в МП. ("на пальцах")

Вот заодно и понял, чем плох колпак/кольцо/... это "сбивает" эту ОС и уменьшает индуктивность.
При бесконечной индуктивности ток в ЗК соответствовал бы скорости ЗК в зазоре. (а так соответствует силе :-) )
В общем, надо понимать, но вектор уже есть.
 
Bobby_iiДата: Понедельник, 09.09.2013, 17:52 | Сообщение # 70
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Репутация: 4
Статус: Offline
_Svjatoslav_, для чего каркасы (цель) и какой толщины каркасы?
И оклеиваете ли их? Чем?
 
_Svjatoslav_Дата: Понедельник, 09.09.2013, 17:52 | Сообщение # 71
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
Цель таких каркасов (на металлической фольге) - снижение механической добротности и термических искажений. Бонусом идёт повышение мощности.
Динамик в основном демпфируется выходным сопротивлением усилителя. Не вижу проблемы, если он частично будет демпфироваться токами Фуко в проводящем каркасе.
Толщина каркасов от 0,05 до 0,2 мм.

Цитата (Bobby_ii)
И оклеиваете ли их? Чем?

Выше намотки в обязательном порядке наклеиваю слой бумаги.
 
Bobby_iiДата: Понедельник, 09.09.2013, 17:52 | Сообщение # 72
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Репутация: 4
Статус: Offline
Если каркас не замкнутый (а он и должен быть не замкнутый), то я сомневаюсь в токах Фуко - на толщине 0.05 - 0.2 им негде разгуляться. Точнее частота, на которой эти токи будут хоть сколько-то заметны, довольно высока. Провода в плоскости токов Фуко имеют бОльшее сечение, т.о. должны сильнее влиять. В трансформаторах пластины 0.5 и токи Фуко незначительны. Может быть поэтому и есть смысл мотать несколькими тонкими проводами?
По поводу тепловых искажений я тоже сильно сумневаюси .... А сумневаюси потому что передать тепло через лаковую изоляцию провода непросто. И времени для этого надо сильно бОльше чем 1/100 секунды.
Остается только общее охлаждение и повышение мощности.
А вот дюраль 0.1мм реально тормозит в зазоре. Может потому что он парамагнетик?

Думаю, последние сообщения надо перенести в тему о ЗК.
 
_Svjatoslav_Дата: Понедельник, 09.09.2013, 17:52 | Сообщение # 73
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
Если каркас будет замкнутый, то это будет "обычный" ток индукции одного КЗ-витка.
Токи Фуко вихревые, возбуждаются в незамкнутом проводящем каркасе. Ощущаются даже при движении каркаса вдоль зазора пальцами.

Тепловая инерция связки обмотка-МС измеряется секундами и минутами, времени для передачи тепла предостаточно. )))
 
Bobby_iiДата: Понедельник, 09.09.2013, 17:52 | Сообщение # 74
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата (_Svjatoslav_)
Тепловая инерция связки обмотка-МС измеряется секундами и минутами, времени для передачи тепла предостаточно. )))
Потому и говорю, что к уменьшению тепловых искажений каркас сложно пристегнуть.

Токи Фуко? Вроде как им толщина нужна ... В тонких пластинах не водятся ...
 
_Svjatoslav_Дата: Понедельник, 09.09.2013, 17:53 | Сообщение # 75
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Репутация: 23
Статус: Offline
Цитата (Bobby_ii)
...к уменьшению тепловых искажений каркас сложно пристегнуть.


У одного и того же динамика при смене каркаса с бумажного на алюминиевый выход на температуру 140 градусов в превом случае примерно через 30 с, во втором - через 1 мин 20 с. Максимальная температура катушки в первом случае достигает максимума в 180 градусов, во втором - 150 градусов при одной и той же мощности. Во втором случае температура спадает быстрее.

(сообщения 70-75 перенесены)
 
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz