Всё о звуковой катушке
|
|
Alexander420 | Дата: Суббота, 04.12.2010, 13:21 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Статус: Offline
| В интернете много описано, но мало конкретики с которой сталкивается любой любитель качественного звука. Вопросов в этой теме много. Из какого материала лучше изготавливать ЗК, как без заумных формул, в которых половина значений не пригодится или попросту не играет никакой роли, расчитать ЗК на определённое сопротивление динамика? Какой провод лучше и почему? Высота намотки на что влияет? Но пока хочу рассмотреть чисто технический вопрос о проблемах намотки.
Сообщение отредактировал Alexander420 - Суббота, 04.12.2010, 13:22 |
|
| |
_Svjatoslav_ | Дата: Понедельник, 26.08.2013, 00:48 | Сообщение # 61 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| 150АСАТ-001 и динамики от них ремонтировать не доводилось. Крайне мало распространены. Если у Вас они есть в наличии - то может определим в наш форумский фотомузей АС? Цитата (Bobby_ii) Мне попались без магнитов - так там ЗК намотана плоским проводом на ребро, внутри стеклотекстолитового 1-слойного каркаса (а скорее обмотка оклеена слоем стеклоткани с эпоксидкой). Интересует, это - чья-то доработка или с завода такой хай-энд шел? Звуковая катушка такой конструкции - стандартная современная практика в случае мощных профессиональных (эстрадных) НЧ/СЧ головок. В сообщении 58 фото такой же. В чуть менее мощных применяют каптон. Металлическую фольгу в качестве каркаса используют гораздо реже.
|
|
| |
_Svjatoslav_ | Дата: Пятница, 30.08.2013, 10:30 | Сообщение # 62 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Давно заметил, что на многих отечественных широкополосных и низкочастотных динамиках обмотку ЗК выполняют "хитрым" образом: недоматывают витки второго слоя в верхней части, иногда до четверти-трети общей высоты обмотки. При этом сама высота намотки близка или не отличается от паспортной, указанной в справочниках.
Возможно, пытались увеличить запас по чувствительности, т.к. выше зазора МС поток слабее, чем находящийся ниже. Пример ЗК от 35ГДН-1-4, 90 года пр-ва. 1 слой 49 витков 2 слой 40 витков. Высота намотки 15,5 мм. В верхней части "недомотка" по высоте примерно 2 мм. По паспотру: 1 слой 44 2 слой 47 Высота намотки 15,8 мм.
Это наталкивает на мысль сделать такое же разрежение витков в нижней части намотки ЗК.
По-идее такая намотка может увеличить линейность хода подвижки при больших смещениях.
|
|
| |
Bobby_ii | Дата: Пятница, 30.08.2013, 10:40 | Сообщение # 63 |
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Статус: Offline
| Я думаю, тупо экономили. Но может быть в этом и что-то есть. Мотают-же по-Мангеровски - 2 катухи с зазором.
|
|
| |
_Svjatoslav_ | Дата: Пятница, 30.08.2013, 10:52 | Сообщение # 64 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Явно они хитрили, чтобы пройти контроль по чувствительности. Но этот момент можно использовать для симметрирования силы, воздействующей на подвижку. Искажения уменьшатся. Правда будет небольшой проигрыш в чувствительности.
"По Мангеру" - разрежение витков посередине обмотки. Несимметричность поля при движении вверх и вниз конструктивно не компенсируется.
|
|
| |
Bobby_ii | Дата: Пятница, 30.08.2013, 15:57 | Сообщение # 65 |
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Статус: Offline
| По-Мангеру - еще эти катухи впараллель!!! Давайте пораскинем мозгами ... индуктивность ЗК будем считать не меняется при движении (определяется керном, керн длинный). та часть, которая в зазоре, т.е. в МП, смещается так, чтобы смещением компенсировать изменение МП, созданное изменением тока в ЗК. Та часть, которая вне поля, работает только со своей индуктивностью. Т.е. индуктивно-сопротивляется изменению тока. Получается, что Мангер - молодец. И имеет смысл делать обмотку: - вместо толстого провода несколькими тонкими проводами - вместо параллельной намотки во всю длину делать "галеты", которые соединять впараллель. Ток сам будет идти туда, где макс. изменение МП, т.е. где макс. МП :-). Получается, ЗК по-Мангеру - ср-во увеличения линейности. Даже не так - оно уменьшает модуляцию СЧ/ВЧ (которые в значительной степени определяются индуктивностью ЗК) от положения ЗК в зазоре, которое определяется НЧ. Если мотаем всё впослед и меньше витков во 2м слое ... наверное получим эффект мягкого ограничения. Т.е. бОлее высокие младшие(первые) гармоники супротив меньших первых и бОльших высших.
|
|
| |
_Svjatoslav_ | Дата: Пятница, 30.08.2013, 18:23 | Сообщение # 66 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| К сожалению, индуктивность катушки меняется при смещении даже при МС с очень длинными кернами. Сделаю скан с рисуноком из книги, размещу его в этом сообщении. Обсудим. Вопрос непростой, но интересный. )))
|
|
| |
Bobby_ii | Дата: Суббота, 31.08.2013, 00:22 | Сообщение # 67 |
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Статус: Offline
| Всё равно смещение в МП бОльше влияет.
|
|
| |
_Svjatoslav_ | Дата: Суббота, 07.09.2013, 08:42 | Сообщение # 68 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Заисимость индуктивности от смещения и распределение индукциив в магнитном зазоре. (Рисунки из книги Алдошиной "Электродинимические громкоговорители") Может, не случайно на рисунке изображено так, что большая часть витков находится внутри магнитной системы, а меньшая часть - снаружи? По нелинейности индктивности при смещении - самый линейный из приведенных 30ГД-2 и сотовый 50ГДН-1. Хуже всего дела у 25ГД-26, с керном, размещённым вровень с верхним фланцем.
|
|
| |
Bobby_ii | Дата: Понедельник, 09.09.2013, 17:52 | Сообщение # 69 |
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Статус: Offline
| Но звучит лучше всего 26й (без фильтра) _Svjatoslav_, ключ для понимания катухи по-Мангеру заключается в том, что индуктивность и смещение в МП в разных лагерях. Если ЗК смещается в МП, происходит изменение потока и индуктивность как таковая побоку. Если бы ЗК была невесома и перемещалась в МП, ее индуктивность была бы = 0 !!! А зафиксированной - не 0. Мангер начинает "играть" там, где индуктивность начинает вносить существенный вклад в импеданс, т.е. на СЧ. Надо как-то разделить положение ЗК на керне (определяющую индуктивность) и ЗК в МП (определяющий силу) Т.е. суть Мангера в том, чтобы линеаризовать силу на СЧ при значительном смещении ЗК, т.е. снизить интермоды. Получается своеобразная ОС: вышла катуха из МП - ток на СЧ/ВЧ через нее уменьшился (меньше компенсация индуктивности за счет перемещения в МП). Вошла - увеличился, т.е. на СЧ/ВЧ эффективность увеличивается, точнее меньше меняется в зависимости от смещения. А НЧ ток течет через все параллельные катухи. А на ВЧ - только через ту, которая в МП. ("на пальцах")
Вот заодно и понял, чем плох колпак/кольцо/... это "сбивает" эту ОС и уменьшает индуктивность. При бесконечной индуктивности ток в ЗК соответствовал бы скорости ЗК в зазоре. (а так соответствует силе :-) ) В общем, надо понимать, но вектор уже есть.
|
|
| |
Bobby_ii | Дата: Понедельник, 09.09.2013, 17:52 | Сообщение # 70 |
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Статус: Offline
| _Svjatoslav_, для чего каркасы (цель) и какой толщины каркасы? И оклеиваете ли их? Чем?
|
|
| |
_Svjatoslav_ | Дата: Понедельник, 09.09.2013, 17:52 | Сообщение # 71 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Цель таких каркасов (на металлической фольге) - снижение механической добротности и термических искажений. Бонусом идёт повышение мощности. Динамик в основном демпфируется выходным сопротивлением усилителя. Не вижу проблемы, если он частично будет демпфироваться токами Фуко в проводящем каркасе. Толщина каркасов от 0,05 до 0,2 мм.
Цитата (Bobby_ii) И оклеиваете ли их? Чем? Выше намотки в обязательном порядке наклеиваю слой бумаги.
|
|
| |
Bobby_ii | Дата: Понедельник, 09.09.2013, 17:52 | Сообщение # 72 |
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Статус: Offline
| Если каркас не замкнутый (а он и должен быть не замкнутый), то я сомневаюсь в токах Фуко - на толщине 0.05 - 0.2 им негде разгуляться. Точнее частота, на которой эти токи будут хоть сколько-то заметны, довольно высока. Провода в плоскости токов Фуко имеют бОльшее сечение, т.о. должны сильнее влиять. В трансформаторах пластины 0.5 и токи Фуко незначительны. Может быть поэтому и есть смысл мотать несколькими тонкими проводами? По поводу тепловых искажений я тоже сильно сумневаюси .... А сумневаюси потому что передать тепло через лаковую изоляцию провода непросто. И времени для этого надо сильно бОльше чем 1/100 секунды. Остается только общее охлаждение и повышение мощности. А вот дюраль 0.1мм реально тормозит в зазоре. Может потому что он парамагнетик?
Думаю, последние сообщения надо перенести в тему о ЗК.
|
|
| |
_Svjatoslav_ | Дата: Понедельник, 09.09.2013, 17:52 | Сообщение # 73 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Если каркас будет замкнутый, то это будет "обычный" ток индукции одного КЗ-витка. Токи Фуко вихревые, возбуждаются в незамкнутом проводящем каркасе. Ощущаются даже при движении каркаса вдоль зазора пальцами.
Тепловая инерция связки обмотка-МС измеряется секундами и минутами, времени для передачи тепла предостаточно. )))
|
|
| |
Bobby_ii | Дата: Понедельник, 09.09.2013, 17:52 | Сообщение # 74 |
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 548
Статус: Offline
| Цитата (_Svjatoslav_) Тепловая инерция связки обмотка-МС измеряется секундами и минутами, времени для передачи тепла предостаточно. ))) Потому и говорю, что к уменьшению тепловых искажений каркас сложно пристегнуть.
Токи Фуко? Вроде как им толщина нужна ... В тонких пластинах не водятся ...
|
|
| |
_Svjatoslav_ | Дата: Понедельник, 09.09.2013, 17:53 | Сообщение # 75 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1161
Статус: Offline
| Цитата (Bobby_ii) ...к уменьшению тепловых искажений каркас сложно пристегнуть.
У одного и того же динамика при смене каркаса с бумажного на алюминиевый выход на температуру 140 градусов в превом случае примерно через 30 с, во втором - через 1 мин 20 с. Максимальная температура катушки в первом случае достигает максимума в 180 градусов, во втором - 150 градусов при одной и той же мощности. Во втором случае температура спадает быстрее.
(сообщения 70-75 перенесены)
|
|
| |
|