Концепция лампового "хайенда"
|
|
svjatoslav | Дата: Среда, 01.12.2010, 23:33 | Сообщение # 1 |
Группа: Удаленные
| В настоящее время существуют разные точки зрения на построение ламповых усилителей такого уровня. То есть с "безкомпромиссным" подходом. Кратко можно выделить следующие направления: 1. Однотактный триодный усилитель, желательно на прямонакальных лампах. 2. Однотактный пентодный. 3. Двухтактный на триодах или тетродах-пентодах в триодном включении.. 4. Двухтактный на пентодах. Кто какой предпочитает и почему? В этой теме мы и будем делиться опытом по выбору концепции схемотехники.
|
|
| |
Alexander | Дата: Среда, 26.01.2011, 21:21 | Сообщение # 2 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 150
Статус: Offline
| Про статью об этом усилителе я говорил в теме:"Комплектующие детали усилителей HI-END." Статья мне показалась чрезвычайно интересной в плане, по словам автора, получения очень и очень хорошего звука из доступных (не hig-end качества) деталей. И так как автор не накладывает на свои статьи "табу" на копирование, а наоборот предлагает к открытому пользованию, выкладываю текст статьи в этой теме. Обсуждать вопросы и нюансы при повторении будем здесь, а что не осилим, обратимся к автору, благо он человек отзывчивый (я обращался несколько раз по другим вопросам и получал незамедлительную помощь, за что огромное от меня спасибо). Кажущаяся сложность схемы выходного каскада, из-за обилия моточных узлов, но это всего лишь одно изделие - выходной трансформатор, опять же на доступном магнитопроводе.
Сообщение отредактировал Alexander - Среда, 26.01.2011, 21:38 |
|
| |
svjatoslav | Дата: Четверг, 27.01.2011, 21:57 | Сообщение # 3 |
Группа: Удаленные
| Критиковать конечно легче чем дело делать, но придётся. Большой плюс - применение красивых октальных ламп. Особенно 6Н8С во всех предвартельных каскадах. Замечательно, что автор не боится помидоров, применяя биполярные транзисторы во вспомогательных цепях. Отличное но малопопулярное решение применение ультралинейного включения выходных ламп. Схема имеет хорошие звуковые характеристики, благоприятный спектр гармоник. Но она весьма сложная, содержит аж целых 4 каскада усиления. Плюс ещё и непростой стабилизатор питания. Начинающим, и имеющим мало опыта его будет трудно осилить.
|
|
| |
Alexander | Дата: Пятница, 28.01.2011, 01:03 | Сообщение # 4 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 150
Статус: Offline
| Да. Конечно многое идет в противоречие с общепринятыми мнениями, это и транзисторы в вспомогательных цепях, но ведь они помогают лампе быть в режиме и стоят не в цепи сигнала. Бытует мнение, даже не мнение а принцип, что в каждом каскаде усилителя не должно быть одноименных ламп. Еще и применение автором "бросовых" hig-end_шиками ламп типа 6п3с как якобы не звучащей. Схемотехника автора подтверждает то, что плохих радиоэлементов не бывает, если им создать условия для работы. Подробное описание автором работу и настройку схемы, доступные и не "элитные" детали - это 80% успеха в повторении, так что для НАЧИНАЮЩИХ ПОДБИРАТЬСЯ к схемотехнике hig-end (в первую очередь по звуку,) подразумевает достаточный опыт и знания. Когда то же надо начинать. БП - собрать синхронник Васянина +400v/350мА на IGBT транзисторах типа IRG4PC30S (600v/18А), а -50v/70мА на лампах 6н13с. Представляю только внешний вид с таким колличеством октальных ламп - красотища неописуемая, и включать не надо!
Сообщение отредактировал Alexander - Пятница, 28.01.2011, 02:40 |
|
| |
svjatoslav | Дата: Пятница, 28.01.2011, 09:22 | Сообщение # 5 |
Группа: Удаленные
| С общепринятым мнением о плохом звучании 6П3С также не согласен. Лампа специально для звука разработана, да ещё и разработчики стремились максимально снизить у неё 3-ю гармонику. Слушал ёё и в однотакте, и в двухтакте в триодном, ультралинейном включении, на свои выходные трансы. Зук ровный, как бы "аналитичный". Особенно в двухтакте. Наверное поэтому многим аудиофилам и не нравится. Им больше подходит слегка "подслащенный" звук. Пентодное включение 6П3С и 6П6С в РР (как с ООС и без неё) не понравилось. Звук грязноватый, иногда слышны подхрипывания. Пока обкатал несколько схем на 6П3С, 6Ф6С, 6П6С. Ещё есть запасец 6П3С-Е. Красивая лампа, даже лучше 6П3С с прямой колбой по внешнему виду. Почти закончил "разборки" с 6Н5С. В её паспорте упоминается звуковое применение в схеме РР. Приобрёл комплект прямонакальных 4П1Л с их "замковыми" гнёздами. Они также шли для звукового применения, имеют необычный внешний вид. Ещё есть 6С41С с гнёздами. Они будут испробованы в схеме для 6Н5С. Вот пока и все мои "звуковые" лампы. Слушал SE на 6С4С. Сделанный фанатом ламп. Звук "точный" и "ровный", практически неокрашенный. Подумалось, что такого же результата можно добиться и с перечисленными выше лампами попроще... Как Вы считаете?
|
|
| |
avm | Дата: Среда, 09.02.2011, 22:49 | Сообщение # 6 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 194
Статус: Offline
| Quote На мой взгляд самым лучшим является двухтактный выходной каскад на пентодах или лучевых тетродах. Во первых он имеет самый большой КПД. Во вторых этот каскад имеет повышенное выходное сопротивление, что присуще чисто ламповым УНЧ, которое и создаёт эффект мягкости звучания усилителя на НЧ из-за раздемпфирования низкочастотной головки. Повышенное выходное сопротивление... ну а что мешает к транзисторнику, с низким выходным сопротивлением, подключить нагрузку через резистор 5-10-100Ом?Добавлено (09.02.2011, 22:49) ---------------------------------------------
Quote Слушал SE на 6С4С. Сделанный фанатом ламп. Звук "точный" и "ровный", практически неокрашенный. Подумалось, что такого же результата можно добиться и с перечисленными выше лампами попроще... Как Вы считаете? Считаю что нет, 6Ф6С и 6П6С уже играют по разному, 6П3С и 6П3С-Е то же разные.... Триоды типа 6С41С и подобные стабилизаторные требуют очень мощного драйвера - и он внесет всои коррективы в звучание, ИМХО 6С4С она сама в себе, как и 2С4С, УО186 45 и т.д. Но у каждого свои предпочтения.
|
|
| |
Vitaliy | Дата: Суббота, 12.02.2011, 22:52 | Сообщение # 7 |
Майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 92
Статус: Offline
| Все звуковые лампы в том числе и 6п3с как раз таки звучащие, они специально разрабатывались именно для звука. А вот мне не понятно почему все так хвалят строчные тетроды типа 6п13с, 6п36с, 6п44с. Как по мне то это самые нестабильные лампы, которые легко идут в самораскал, которые требуют обязательного автоматического смещения. Они вообще не хотят работать в режимах с сеточными токами. Пробовал включать их в тетродном включении, уверяю такого грязного звука я еще не слышал. Собирал двухтактник на 6н5с, оказывается у неё две половины триода как правило имеют разброс не менее 30%, о каком HI-END может идти речь, чем больше времени усилитель работал тем большим был его ток покоя. Хотел уже ставить транзисторные генераторы тока в катоды, одним словом стабилизаторная лампа. По этому лично для меня самыми лучшими и подходящими для УНЧ остаются звуковые лампы, а не стабилизаторные, строчные, кадровые и т.д.
|
|
| |
etlik | Дата: Пятница, 25.02.2011, 00:44 | Сообщение # 8 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Статус: Offline
| Quote (svjatoslav) Приобрёл комплект прямонакальных 4П1Л с их "замковыми" гнёздами. Они также шли для звукового применения, имеют необычный внешний вид Хотелось бы узнать Ваше мнение Святослав, о звучании этой лампы- некоторые говорят , что она превосходит 6С4С. Может даже (веточку) тему отдельно по этому поводу завести.
Сообщение отредактировал etlik - Пятница, 25.02.2011, 01:02 |
|
| |
svjatoslav | Дата: Пятница, 25.02.2011, 22:47 | Сообщение # 9 |
Группа: Удаленные
| Так заводите! Сообща покопаемся в схемотехнике, и выберем достойную для этой лампы. Может и она легко согласится работать по совместительству в режиме А2.
|
|
| |
etlik | Дата: Пятница, 25.02.2011, 23:10 | Сообщение # 10 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Статус: Offline
| Quote (svjatoslav) Может и она легко согласится работать по совместительству в режиме А2 Будем её уговаривать как сможем Но действительно на ней очень мало схем, а гибридника и вовсе нет так что займусь делом ... Ой а как она красиво светиться... фиолетово-розовым, пусть так и играет
|
|
| |
svjatoslav | Дата: Среда, 02.03.2011, 23:06 | Сообщение # 11 |
Группа: Удаленные
| Да, очень красивая лампа! Особенно в работе! Спасибо за классные фотки. Выставлю их в музее ламп, а то там ещё нет 4П1Л. Будем её пробовать во всевозможных вариантах. Давно мечтал собрать усилитель на прямонакальных. Эта лампа по отзывам специалистов даёт превосходный звук, да и доступна.
|
|
| |
merenre | Дата: Четверг, 17.03.2011, 01:49 | Сообщение # 12 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| А отечественные 6П13С (EL-34) сравнивают со звучанием 2А3. Чтобы лампа запела очень мало субъективных оценок. Влияет очень схемотехника усилителя, выбор режима по ВАХам. Режим предварительного каскада(драйвера). Допустим я слышал усилитель на 6П3С в однотакте, но с параллельными ламповыми стабилизаторами по анодному и непосредственной связью(Лофтин-Вайт), так по качеству он уложил наповал фирменный усилитель, на каких-то там триодах китайских. И стоимостью около 7 килобаксов. А то-что лампа не поет, это не значит что она отстойная А как 6П36С играют -хоть и строчные.
|
|
| |
avm | Дата: Четверг, 17.03.2011, 20:08 | Сообщение # 13 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 194
Статус: Offline
| Quote А отечественные 6П13С (EL-34) Это две совершенно разные лампы.
|
|
| |
merenre | Дата: Четверг, 17.03.2011, 20:11 | Сообщение # 14 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Простите-ошибся EL-36
|
|
| |
avm | Дата: Четверг, 17.03.2011, 20:17 | Сообщение # 15 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 194
Статус: Offline
| EL-36 это 6П31С
|
|
| |
|