Суббота, 16.11.2024, 14:17
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость |RSS
АС_1Усилитель_УМ
Меню сайта

Друзья сайта

Категории раздела
Ламповые усилители [3]
Новое в области лампового звука.
Усилители на Германиевых транзисторах [2]
Новые разработки в области Германиевого звука.
Усилители на Кремниевых транзисторах [2]
Разработки усилителей на кремниевых транзисторах
Усилители на микросхемах [0]
Схемотехника и принципы построения усилителей на микросхемах
АС - Динамические головки [3]
Разработки, изготовление АС и динамических головок

Последние разработки
Сабвуфер для авто на двух 12-дюймовых НЧ динамиках SH-12FA «Иволга».
Бестрансформаторный ламповый усилитель в составе высокоомного аудиотракта.
Эстрадная акустика на динамиках фирмы MAG.
Простой усилитель на германиевых транзисторах УМГТ-1.
Ламповый двухканальный SE усилитель мощности с блоком питания "Klassic".

Новые статьи
Маломощные комплементарные полевые транзисторы.
Простой ремонт акустической системы 25АС-027 "...
Катодный повторитель на примере 6С31Б.
Апгрейд АС 15АС-220 "Кантата"
Расчёт мощности сверхвысокоомного динамика.

Новые экспонаты музея
Низкочастотный динамик 20ГДН-3.
Широкополосный динамик 5ГД-9А.
Широкополосный динамик с пенополистирольным диффуз...
Среднечастотный динамик 20ГДС-4М.
Двойной триод 6Н24П.

Новые файлы
Чистяков_Справочная книга радиолюбителя_часть_2
Чистяков_Справочная книга радиолюбителя конструкто...
Справочник_Транзисторы
Справочник_Полевые транзисторы
Справочник_Отечественные полупроводниковые приборы...

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 848

Статистика

Форма входа

Главная » 2011 » Апрель » 9 » Ламповый двухканальный SE усилитель мощности с блоком питания "Klassic".
22:21
Ламповый двухканальный SE усилитель мощности с блоком питания "Klassic".
Ламповый двухканальный SE усилитель мощности с блоком питания "Klassic".
Устройство представляет собой ламповый двухканальный SE усилитель мощности с блоком питания на общем шасси. 
Конструкция и концепция в большинстве навеяны подходом к построению усилительных устройств 30-60 годов прошлого века.
Я считаю, что все или максимум всего было уже придумано в это промежуток времени-становления и расцвета ламповых звукоусилительных устройств. 

Классическая, стандартная схемотехника, применение кенотрона в БП, оказывается однозначно приемлемым для этой конструкции.
Конструктивная возможность быстрой смены относительно большого количества ламп, при сохранении прочих равных условий, делает возможным проведение объективного сравнительного прослушивания. Да и в процессе эксплуатации очень удобно "подобрать лампу" для разных музыкальных жанров, или даже под настроение. Причем никаких изменений в схеме производить ненужно: просто переставить лампы буквально на ходу, и переключив с помощью тумблеров отводы анодной обмотки силового трансформатора, установить необходимое анодное напряжение.

Лампы пригодные к использованию в данном УНЧ: входные 6Н9С,6Н8С, выходные 6С4С, EL34, 6П3С, 6Ф6С, 6П6С и их разновидности. Входную лампу, лучше устанавливать для EL34- 6Н8С, для остальных 6Н9С, или комбинировать, как больше понравится.
Благодаря подобной цоколевке ламп и вполне очевидному включению катодных цепей (см. сх1), возможно использовать в выходном каскаде прямонакальные триоды и лампы косвенного накала подобной цоколевки.

Такой подход конечно же требует неизбежных компромиссов, это касается и режимов ламп и несколько неоптимального Ra выходного трансформатора, получение максимальной выходной мощности не является главным приоритетом данной конструкции. 
Входной каскад обычный на двойном триоде "на сопротивлениях", регулятор уровня(громкости) – без затей это БРИГовский дискретник включенный по схеме L-аттенюатора.
Включение выходных ламп триодное, смещение автоматическое. Схема
питания усилителя (см.сх2) общая для обоих каналов, выпрямительный элемент кенотрон 5Ц3С, допустимо и 5Ц4С. 

Фильтр обычный CLC, общий для обоих каналов.
Для меня было важнее излишне не "раздувать" источник, который на минимальном, но вполне достаточном уровне обеспечивает необходимое затухание между каналами.
Дальнейшее улучшение этого параметра достигается изготовлением усилителей в разных корпусах, на мой взгляд это нецелесообразно.
Трансформатор питания установлен в пермалоевом экране, его тип ОСД1-0,3 , катушка имеет шесть обмоток и два статических экрана из медной фольги. 
Экраны уложены между сетевой и анодной- первый, между анодной и накальными- второй. Наличие экранов эффективно подавляет помехи из электросети, что важно так же и для питания накалов прямонакальных ламп. 
Количество витков анодной обмотки подобрано для EL34 с Еа 400В при токе 2х70мА, отвод для работы с 6С4С и клонов 6П3С на 360В, 300В для 6Ф6С,6П6С. 
Накальных обмоток четыре: для кенотрона 5В, две для накала выходных ламп, и отдельная, для входной лампы. 
Точное количество витков сказать трудно, трансформатор в процессе макетирования был многократно скорректирован, количество витков на вольт ок 3,7, диаметр первички 0,75мм, анодки 0,35мм, накал ламп и кенотрона 1.5мм, входной 0,75мм.

Колодка сетевого питания стандартная трехштырьковая, от старой оргтехники, имеет встроенный фильтр.

Металлическое шасси усилителя и все крупногабаритные элементы установленные на нем, не имеют соединения с шиной GND собственно усилителя, а подключены к среднему выводу колодки питания. Вся остальная аппаратура у меня модернизирована подобным образом, это значительно уменьшает напряжение помехи на межблочном кабеле и элементах усилителя, независимо от того пришла ли она из сети или наведена мощными внешними электростатическими/магнитными полями.

Выключатель питания - галетник, одновременно чисто механически, выполняет функцию поэтапного запуска усилителя.

В первом положении сетевое напряжение на силовик поступает через резистор R3 сопротивлением 91 Ом (15Вт) это исключает бросок тока через нити накала ламп,
пониженное переменное напряжение, выпрямленное кенотроном, заряжает первую емкость фильтра С1. Во втором положении переключателя R15 замыкается - подан полный накал и анодное, в третьем (рабочее) замыкается цепь дросселя L1 и подается на схему номинальное напряжение питания. 
Для эффективной работы переключать галетник следует с интервалами в пять минут.

Конденсаторы С6,С7 и резистор R8 подавляют индуктивные выбросы в дросселе и силовом трансформаторе, исключая искрение на контактах галетника в моменты переключения.

Резисторы R1,R2 не допускают чрезмерного повышения напряжения на С1 в процессе процедуры запуска. В остальном схема стандартна и особенностей не имеет. 
Выходные трансформаторы на железе сечением 18см2 (От БП вычислительной техники, производства ГДР, 1975г.в.)
Сердечник - набор из пластин толщиной 0.35 мм, пластины предварительно подрезаны для получения стандартных Ш I пластин(изначально они были Фпр).
С помощью специально изготовленных струбцин, пластины были собраны в пакеты, выровнены и пришлифованы на наждачном кругу, для удаления заусениц после обрезки и идентичности размеров. Размеры пластин примененного железа 104х104мм,пластины мягкие из светлой стали покрыты только с одной стороны прочным зеленоватым лаком, при сборке сердечника важно положить их лаком в одну сторону. Толщина набора 55мм,ширина среднего стержня 34мм,окно 67мм х 16мм, каркасы набраны из гетинакса. 
В качестве немагнитной прокладки я неожиданно нашел интересный материал - изоляционная прокладка от устаревших автомагнитол, она обычно слегка приклеена к нижней крышке корпуса и защищает от замыкания металл и пайки на печатной плате. Материал напоминает гетиннакс, толщина его 0.2мм,небоится температуры и деформаций, одной такой «крышки» в аккурат хватает на пару трансов. 
О намотке выходных трансформаторов несколько подробнее.
Заинтересовавшись ламповой звукоусилительной техникой я сразу понял что трансформаторы для своих нужд лучше изготавливать самостоятельно,(опыт в намотке/перемотке уже был).С помощью простого самодельного моточного станка было намотано и испытано немало выходных трансформаторов РР и SE, силовиков, дросселей. 
Эксперименты и испытания собственных ТВЗ и промышленных экземпляров, привели к несколько иному "рецепту" от рекомендуемой схемы намотки .
ТВЗ с многослойным секционированием, симметрией, актуальны для РР усилителя .Сложная схема намотки, снижая фазовые искажения, допускает использование глубокой ОООС, что неизбежно для работы в кл. АВ, В, для достижения максимально возможной выходной мощности. 
С однотактниками, все несколько иначе, ультралинейное и пентодное включение отметаем сразу, а триодное…скажу проще - ну и пускай фазу крутит транс, в реальной акустике и реальном помещении прослушивания фаза крутится так что куда там трансформатору… Итак я отказался от секционирования, что позволило получить несколько технологических преимуществ. Неизбежное ухудшение связи между обмотками ослаблено за счет выбранного сердечника - он имеет узкое и длинное окно, да и как передает сигнал трансформатор за пределами реально необходимого частотного диапазона - меня интересует мало.

Из преимуществ: отсутствие дополнительной высоковольтной изоляции между секциями первички и вторички дополнительно дает более 10% объема окна.

Отсутствие спаек между выводами секций, особенно толстого провода вторички, повысили общую надежность и исключили возможность ошибок, да и катушка состоящая из двух цельных кусков провода это тоже большой плюс.

Теперь выгоднее мотать вторичку первой, при этом длина витка получается минимальной, минимальным получается и активное сопротивление, учитывая это, я смело мог несколько уменьшить диаметр провода вторички, ровно укладывая его в три слоя, тем самым еще освободив дополнительно место в окне.

В сравнении с классическим методом намотки ТВЗ, удалось вместить расчетное количество витков более толстого провода первички.

В ТВЗ описываемого усилителя, такое же количество витков провода 0.31мм вместилось вместо едва вмещавшегося 0.25мм при обычной намотке, причем сопротивление по меди уменьшилось с почти 400 до 270 Ом.

Итак, вторичка имеет три слоя провода 1мм по 60вит в слое. Первичная - двадцать четыре слоя провода 0,31мм,по 165вит в слое, изоляция между слоями –конденсаторная бумага, между обмотками слой лакоткани. Кроме всего расположение выводов обмоток имеет существенное значение-начало вторички по ходу намотки это горячий выход, конец вторички подключен к клемме (-) и на GND., вывод начала первички подключен к Еа, вывод конца обмотки к аноду выходной лампы.

Количество слоев изоляционной бумаги не равно в слоях первички, начиная с двух слоев через каждые шесть слоев в изоляцию добавляется еще слой, т.е.количество слоев изоляции, перед последними 6тью слоями первички, уже составляет 6 слоев конденсаторной бумаги.

Такая схема намотки приводит к максимальному подавлению внутренних резонансов на ВЧ в ТВЗ и однозначно благотворному влиянию на характер звучания УНЧ в целом.
Предварительные испытания ТВЗ: индуктивность первички при токе 50 мА 180Гн, при амплитуде напряжения на первичке соответствующей 1/10 номинальной мощности едва заметный спад АЧХ начинается выше 30 кГц.
Усилитель был задуман как надежное, стабильное устройство для продолжительной эксплуатации, поэтому изготовлению шасси и расположению элементов уделено особое внимание. 
Конструкция устройства открытого типа, с лампами, крупногабаритными элементами, органами управления и коммутации расположенными сверху, это не только дань моде, для примененных типов ламп это обеспечивает наилучшее охлаждение.

Основу корпуса являет рамка из натурального дуба высотой 75мм толщиной 25мм, внешними размерами 250х480мм.

Внутри по периметру выбрана «четверть», в которую вставлена фальшпанель из 3мм дюралюминия.
На фальшпанели, сверху, размещены трансформаторы, выходные входные клеммы , колодка предохранителя и сетевого питания, тумблеры переключения анодного напряжения, вырезаны отверстия для ламп , просверлены отверстия для осей выключателя питания и регулятора входного сигнала, шлицов подстроечников в накалах 6С4С.
Силовой трансформатор заключен в экран и крепится к фальшпанели с помощью резиновых втулок-амортизаторов ,выходные трансформаторы притянуты через картонные прокладки винтами, причем под винты сверху и снизу надеты карболитовые фигурные втулки (как для изоляции фланцев мощных транзисторов от теплоотвода) что полностью исключает замыкание пластин сердечника на винты и шасси. Обе панели, перед сборкой, загрунтованы и окрашены, запекаемой автоэмалью. 
Расположение элементов на шасси имеет большое значение, в расчет бралась и минимальная длина всех проводников и отсутствие возможных нежелательных взаимосвязей между элементами. Под фальшпанелью, на 6мм глубже, с помощью втулок и угольников закреплена основная монтажная панель, она меньшего размера, изготовлена так же из 3х мм дюралеалюминия. Для снижения наводок все накальные провода свиты и расположены в полости межу панелями. 
На нижней крышке и в углу деревянного основания, возле входной лампы и регулятора, приклеена медная фольга соединенная с GND шасси - это еще один дополнительный экран.

На монтажной панели расположены практически все малогабаритные элементы усилителя, закреплены ламповые панели, выключатель питания, регулятор уровня и входные гнезда.
Такая конструкция выработана собственным подходом к конструированию, так сделаны многие классические усилители известных производителей.

Но это не все, указанная конструкция имеет и чисто технологический смысл, известно, что все вокруг ламп прилично нагревается в основном за счет излучения тепла анодами ламп. Фальшпанель, в этом случае, является тепловым экраном, что значительно снижает температуру монтажной панели со всеми расположенными на ней элементами , это увеличивает эксплуатационную надежность устройства и стабильность параметров во времени, кроме всего снижается температура ламповых панелей и главное контактов -"лир" в них.
Этому моменту я бы уделил некоторое внимание, многие конструкторы – самодельщики неоправданно много внимания уделяют подбору шнуров, конденсаторов, резисторов и т.п. постепенно это обрастает всякими несуразицами, да, я согласен качество и тип элементов сильно влияют на звучание усилителя , но есть белые пятна оставленные без внимания.

Возьмем цепь от анода лампы до точки соединения с анодным резистором: проволочный медный вывод внутри баллона приварен к аноду, далее выходит через стекло и запаивается к торцу никелированной латунной трубочки-ножки, затем механический контакт с посеребренной лирой панельки и через пайку к выводу внешнего элемента.
В конструкции октальной лампы, увы, изменить ничего не удастся, остается уделить внимание внешнему механическому контакту.
Перед монтажом, следует разобрать панельки вынув лиры,( я использовал панели 1968г в), серебрение на лирах давно превратилось в черный окисел. Лиры следует разогнуть и тщательно ластиком вычистить до блеска, ни в коем случае не использовать наждачку! После этого, серебрянооловяным припоем и кусковой канифолью, следует облудить лиры заново. Нужно внимательно следить за температурой паяльника, чтобы полуда легла равномерным тонким и однородным слоем. Проделав такую процедуру со всеми лирами, необходимо на некоторое время погрузить их в небольшую емкость со спиртом и хорошенько промыть взбалтывая. 
Все лиры тщательно вытираются от остатков промывки флюса и устанавливаются в панельки.

В несущей панели намеренно профрезированы отверстия такого диаметра, что бы керамические панельки с трудом вставлялись в них, края отверстий смазаны теплопроводной пастой КПТ-8, для максимально возможного отвода тепла.

В самой монтажной панели, у переднего среза, просверлено десять отверстий диаметром 12мм, а противоположный срез открыт совсем, это улучшает циркуляцию воздуха протекающего через диаметральные отверстия вокруг ламп фальшпанели, дополнительно способствуя снижению температуры внутри шасси. 
Монтаж схемы усилителя навесной, с использованием карболитовых стоечек - лепестков и контактных планок. 
В устройстве почти не используются такие материалы как пластик или ПВХизоляция, эти материалы не следует использовать в ламповых устройствах, нагреваясь, они газят хлором и прочей "таблицей Менделеева" что приводит разрушению контактных соединений. Для внутренних соединений применен многожильный монтажный провод 0.75мм2 во фторопластовой изоляции, проволоки необходимой длины от моточных изделий изолированы "лаковыми трубочками" и дотянуты непосредственно к точкам соединения.
Пайка соединений серебрянооловяным припоем, места паек вскрыты лаком. 
После сборки и отладки, все проводники увязаны в жгут обычной ХБ ниткой натертой церезином. 
Корпус усилителя закрыт снизу крышкой из ДВП с перфорированными отверстиями.
Все вышеприведенные мероприятия привели к однозначному положительному результату, усилитель после сборки и наладки эксплуатируется более года.
Субъективное восприятие музыкальных программ, не вызывает сомнений в правильности собственного выбора и подхода к схемотехнике и конструированию. 
Конструктивная не восприимчивость к помехам и наводкам, высокая стабильность параметров, так же прямо и косвенно приводят к улучшению звукопередачи.
Основной идеей создания Klassic, было желание ответить на вопрос, можно ли было создавать в те годы высококачественные УНЧ, способные работать и с нынешними более совершенными источниками звука, ответ однозначный - ДА!
Усилитель, конечно же, имеет и недостатки, немного поэкономничал я все же с БП, пресловутый ламповый окрас, проявляемый более или менее с разными лампами,
есть и капризность к разным АС. 
Коротко о примененных компонентах: катодные конденсаторы С2-С4 от Philips, разделительные КБГ-М 1956гв, блокировочные по питанию входных/выходных каскадов С8 пленка, С10 - КБГ-М. Электролиты в питании Nippon Chemi Con, Hitachi.Резисторы в обвязке входной лампы ПТМН 0.5 +-2%, остальные ОМЛТ-1. В катодах выходных ламп керамические на 5 и 10Вт,подстроечники проволочные ППБ-3.

Автор-разработчик Мищенко Андрей. 2007.
 
Более подробная информация по этому проекту находится на форуме:
 
http://devicemusic.ucoz.ru/forum/19-60-1
Категория: Ламповые усилители | Просмотров: 35491 | Добавил: svjatoslav | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 1
avatar
1 pattonmike • 20:28, 12.02.2013
Советую ознакомиться с этой статьей: http://seucomp.ru/moshnost_bloka_pitaniya.php про расчет мощности блока питания
avatar
Поиск

Архив записей


Последнее на форуме

ТОП по темам



Copyright MyCorp © 2024 Конструктор сайтов - uCoz