Техзадание было такое: сделать из 15АС-220 мониторы ближнего поля для компъютера. Усилитель - "вышаманенный" "Барк-068". В исходном виде эти АС представлены в нашем музее. У них красивый крепкий корпус из фанеры толщиной 14 мм, покрытый мебельным лаком.
Итак приступаем к апгрейду средней сложности. Для начала разбираем АС, а затем и НЧ динамики 25ГДН-3-4. Снимаем с подвижки центрирующую шайбу (ЦШ). Устанавливаем новую ЗК, подпаиваем выводы. Её параметры: провод ПЭТВ-2, высота намотки 12,5 мм. Каркас оксидированная Al фольга толщиной 0,12 мм. Высота ЗК 25 мм. На каркасе выше намотки - слой кабельной бумаги выстотй 10 мм. Внутренний диаметр ЗК 25,4 мм. Старые тонкие лавсановые пылезащитные колпачки сразу заменяем на новые, из плотной бумаги, чуть больше размером, чем штатные от 25ГДН-1.
На диффузоре отступив от горловины 3 мм прожигаем три антикомпрессионных отверстия диаметром 4 мм, причём так, чтобы новый пылезащитный колпачёк не перекрывал их. Размечаем карандашом место будущей приклейки колпачка.
Снятую ЦШ "продубливаем" пропиткой раствором БФ-2 в спирте в соотношении 1:2. Просушиваем от растворителя и отверждаем клей при 120 градусах 0,5 часа. При сушке шайба установлена между стальных дисков, проложенных лавсановой плёнкой. Внутренний диск в два раза меньше диаметра ЦШ. Это мера против её коробления.
Устанавливаем ЦШ на подвижку (клей "Неопреновый"), сушим, затем устанавливем подвижку на раму, клей тот же. Через сутки приклеиваем пылезащитные колпачки, подсушиваем 2 часа и пропитываем его и диффузор слабым раствором полиизобутилена. Диффузор пропитываем изнутри, чтобы было видно снаружи его полное, сквозное смачивание.
Сушим НЧ динамики ещё сутки. Измеряем их параметры по методике Виноградовой, изложенной у нас на главной странице: "Часть 2. Измерение параметров Тиля-Смолла на примере динамика 8ГД-1."
Левый канал. НЧ №1. Измеренные значения: Re=3,4 Ом; F"s=75 Гц; Qa=4,2; Qe=0,63; Qt=0,55;. Неплохие получились параметры. Работаем дальше: герметизируем корпус промазкой стыков изнутри силиконом. Не забываем про резиновые перчатки и проветриваение мастерской. На трубу ФИ устанавливаем герметизирующее кольцо из микропористой резины толщиной 3 мм и шириной 15 мм.
Перестраиваем заводской фильтр, использовав те же детали, что стояли там ранее. Выбираем частоту раздела 5 кГц. На ВЧ звено (6ГДВ-2) порядок фильтра изменяем с первого на третий. Усилитель у нас мощный. НЧ динамик будет включен напрямую, без фильтрации. Перед ВЧ фильтром резистором 3,9 Ом выравниваем чувствительности НЧ и ВЧ звеньев. АЧХ фильтра приведена на рисунке.
На задней стенке корпуса делаем отверстие под клеммник-"закрутку". Устанавливаем его в корпус, герметизацию делаем с помощю силикона.
Верхнюю половину корпуса заполняем звукопоглотителем: распушенной ватой в марлевой оболочке. прикреплчем её к стенкам, промазав их клеем "Неопреновый". Собираем схему и устанавливаем в корпус всю "требуху": фильтр, ВЧ и НЧ головки. Устанавливаем переднюю панель. Подключаем АС к измерительному комплексу и измеряем отношение эквивалентного объёма к внутреннему объёму АС, частоту настройки заводского фазоинвертора и резонанс 25ГДН-3 с учётом присоединённой массы воздуха Fs. В результате получаем такие данные: Vas/V=0,45; Fb= 57 Гц; Fs=71. Резонанс понизился совсем немного.
Теперь самое интересное: смотрим, какая АЧХ на НЧ у нас будет в этих условиях. Вспоминаем, что усилитель у нас с почти нулевым выходным сопротивлением. Это важный момент! В справочнике Терещука (1) за 1989 год на стр. 600 находим графики АЧХ. Наш случай очень близкий к верхнему графику, который соответствует случаю Qt=0,5 и n=Vas/V=0,5.. Узнаём, какя из этих АЧХ "наша".
Fs/Fb=71/57=1,24. Это примерно соответствует 1/3 октавы, (отношению величин, равному 1,26; 2/3 октавы это 1,26х1,26=1,59; октава 1,26х1,26х1,26=2,00). Значит, наша линия будет под №3, при настройке ФИ на 1/3 октавы ниже Fs.
Очень даже неплохая АЧХ! Горб всего 2 дБ на частоте примерно 58 Гц, спад по уровню -3 дБ F-3=50 Гц; по уровню -8 дБ F-8=43 Гц.
Вот так вот бывает - ничего с трубой делать не потребовалось, ни пилить, ни наращивать. Ещё одно - измерения правого канала практически совпадают с левым, поэтому здесь не приводятся, чтобы не загромождать статью.
Включаем, слушаем радуемся. Звук ровный, высокие частоты детальные и чистые. И "низов" хватает под завязку, но на каждой фонограмме они разные, и нет их однообразной окраски. Что свидетельствует о хорошем согласовании с усилителем, и оправильной настройке ФИ.
Использованная литература:
1. "Полупроводниковые приёмно-усилительные устройства. Справочник радиолюбителя" Р. М. Терещук и др. Киев, "Наукова думка", 1989 г. стр 600.
|