Сабвуфер для авто на двух 12-дюймовых НЧ динамиках SH-12FA «Иволга»
Этот сабвуфер разработан под заказ. Основным требованием «техзадания» было высокое качество звука при очень большом звуковом давлении в салоне и высокая надёжность. Так как предполагалось прослушивать их на больших мощностях и долго.
При выборе динамиков сразу «положил глаз» на эти динамики.Во первых, размер как и задумывалось – 12 дюймов, плюс очень важная вещь – две центрирующие шайбы. Динамик такой конструкции не цепляет подвижкой за магнитную систему, даже если её таскать вверх-вниз за один край почти до упора! Да и цена не потолочная, при том, что дифузор из непрессованной бумаги, с полимерным покрытием по «фасаду».
Измеренные параметры пары динамиков подтвердили их высокий класс, разброс параметров в паре незначительный.
С такими параметрами легко настроить фазоинверсный корпус на любой вид АЧХ.
Был выбран размер ящика по месту багажника так, чтобы на каждый динамик приходилось по 40 литров внутреннего обьёма. Расчётный внутренний обьём - 85 литров.
Измерение в ящике показало, что этот обьем ниже эквивалентного обьёма в Vas/V=1,6 раз. Для получения плоской характеристики АЧХ надо чтобы это соотношение было около Vas/V=0,7 и частота настройки ФИ на 24Гц. Тогда нижняя частота по уровню - 3 дБ будет равна 0,9Fs=26 Гц, что для данного случая их применения слишком низко. Кроме того, плоская АЧХ и не требуется. А нужна максимальная эффективность на низких частотах.
В окончательном варианте ФИ настроен на одну треть октавы выше Fs, на частоту 36 Гц. Что позволило поднять АЧХ в самой эффективной зоне 29-63 Гц. Высота подъёма в средней точке 42, 7 Гц составила до 6 дБ. Нижняя воспроизводимая частота по уровню -8 дБ около 0,9Fs=26Гц.
Труба фазоинвертора пластмассовая, диаметр выбран из расчёта, чтобы добротность самого корпуса была не ниже 10, т.е. он был без заметных потерь и в тоже время максимально эффективным.
Корпус изготовлен из неламинированных плит ДСП, снаружи плотно обтянут тканью. Между передней и задней стенкой установлена распорка, все соединения стенок клее-шурупные, через бруски.
Чертёж корпуса:
Прослушивание полностью подтвердило правильность расчёта и настройки. Высидеть в машине больше 5 минут смог только довольный заказчик! Чувствовалось шевеление всех внутренних органов. И, что удивительно, смещение подвижек динамиков при этом было сравнительно небольшим. Самым лучшим вариантом оказался вариант установки динамками в салон, а трубой ФИ – наружу. Фото "по месту":
Обсуждение статьи на форуме здесь: http://devicemusic.ucoz.ru/forum/11-91-1#1462
14.11.2011 г.
|